Найти тему

Как я крышевал депо Крюково. Часть 2.

В прошлой статье мы познакомились с основами обслуживания токоприёмников ТЛ-13У, которые установлены на электропоездах серии ЭТ2М. В этой статье мы продолжим разбираться с остальным крышевым оборудованием.

1. Автор на рабочем месте в депо Крюково
1. Автор на рабочем месте в депо Крюково

Наверное многие из вас замечали странные белые «грибки» на крышах моторного вагона (те, которые с токоприёмниками), иногда их 1, иногда 2.

Это вилитовые разрядники РМВУ-3. Они нужны для защиты высоковольтного оборудования электропоезда от резких скачков напряжения. То есть, если на подстанции вдруг произойдёт резкий скачок напряжения, то именно эти штуки примут на себя всю разницу потенциалов, отведя лишний ток в землю.

Так же, рядом с разрядниками можно заметить некую спираль и маленькую коробочку. Это индуктивно-ёмкостный фильтр, который служит для предотвращения помех в радио эфире вызванных искрением токоприёмников, работой электродвигателей и прочего силового оборудования. Проще говоря, нужны они для того что бы машинист без помех мог услышать диспетчера.

4. Крышевое электрооборудование электропоезда ЭТ2М
4. Крышевое электрооборудование электропоезда ЭТ2М

Всё это, по идее, входит в цепь токоприёмника. Но, как уже догадались наши внимательные читатели, нихрена это не работает, ибо чуть менее, чем на половине вагонов токоприёмник подключен напрямую, минуя разрядники и фильтр.

На эту тему был забавный случай в нашем депо Крюково:

Февраль, мороз, под конец смены в цех вбегает взволнованный дежурный по депо, который сообщает что произошла поломка какой-то ЭТ2М-ххх, (номер не помню), по станции #Клин , с возгоранием подвагонного оборудования, да и машина, как на зло, утром проходила у нас ТО. В общем, состав сейчас тащат в депо тепловозом, а деповское начальство едет сюда на разговоры по душам. И наши проблемы где скорее найти цистерну вазелина. Напряглась вся бригада, но деваться-то некуда. Примерно за час до полуночи открываются ворота цеха и на канаву завозят нашу ЭТешку. К тому моменту у ворот цеха была уже вся делегация: наша бригада, старший мастер, различные замы и другие официальные лица. Идём к «погибшему» вагону, вскрываем ящики и нашему взору открывается страшная картина. Абсолютно вся подвагонка выгорела до степени исключения: БВ, реостатный и тормозные переключатели, линейные контактора превратились в кучу углей, от высоковольтных вставок не осталось вообще ничего. Поднимаемся на крышу вагона и видим картину маслом - токоприёмник запитан напрямую. И вот, ну надо же было такому случиться, что в Клину на тяговой подстанции произошёл скачок напряжения. На вопрос начальства: почему не восстановили во время ТО-3 схему? Я лишь пожал плечами, а за меня впрягся мастер, который вполне резонно объяснил, что времени на эти операции надо много, а на ТО и так слесаря зашиваются. Начальство понимало, что этот случай также произошёл и из-за их оптимизаций и «эффективного» управления но надо было что-то как-то завуалировать случившееся…

На следующий день у дежурки висела телеграмма:

«Из-за аномальных погодных условий, на перегоне Клин – Подсолнечная произошло ЧП. В электропоезд ЭТ2М-ххх попала молния...»

Ага, молния! В феврале!!! Но высшим руководством отмазка была засчитана, ну а слесаря ещё пару дней ржали над этой телеграммой.

Продолжим! Ещё на крыше есть сопротивления, обеспечивающие плавность разгона электрички. Ведь если подать 3000 вольт на двигатель сразу, то электричка улетит со скоростью света хрен пойми куда.

5. Резисторы на крыше моторного вагона электропоезда ЭТ2М
5. Резисторы на крыше моторного вагона электропоезда ЭТ2М

При начале движения поезда задействованы сразу все сопротивления и на двигатели подаётся слабый ток, но чем больше машинист набирает позиций на контроллере (ну как переключение передач на автомобиле в восходящем порядке), тем больше сопротивлений выводится из цепи, а на двигатель идёт ток большей силы. Так получается плавный разгон до нужной скорости. Впрочем, эти резисторы иногда сгорают, поэтому на ТО производится их замена.

Теперь немного о работе в зимнее время. Зима – это не только ад для всех остальных слесарей, но так же особенный ад крышевика. Если машина заходит с линии, то на всех нужных местах, как правило, висит толстенный слой снега и льда, который надо отбить. Мотористы отбивают лед с двигателей, подвагонники ломами открывают ящики, а механики... Механики вообще страдают больше всех.

6. Типичное состояние любого поезда в зимнее время
6. Типичное состояние любого поезда в зимнее время

Но, как это часто бывает, зимой мне завидовала вся бригада: «Мы, мол, тут ледник отбиваем, а ты по крыше прошёлся, пнул «оглобли» ногой, чтоб лёд отвалился, и пошёл дальше. Ага, как бы не так! Иной раз и лопатой, как дворнику махать приходилось!

7. Электропоезда ЭР2Т-7146 и ЭТ2М-092 в депо Крюково
7. Электропоезда ЭР2Т-7146 и ЭТ2М-092 в депо Крюково

Во-первых, работать зимой на крыше вагона очень страшно, так как за время поездки вся крыша покрывается слоем льда и становится очень скользкой. Тут нам весьма кстати приходится страховочный пояс (который в остальное время года болтается без дела). Пояс цепляем к контактному проводу, и изображая троллейбус, движемся по крыше. В довесок, ещё нужно постоянно обмазывать токоприёмник специальной противогололедной смазкой ЦНИИ КЗ. Ну и регулировку силы нажатия токоприёмника никто не отменял. С этим тоже вспомнился забавный случай, тоже произошедший зимой.

Как известно, сразу на всех электричках, приписанных к депо, невозможно отрегулировать все токоприёмники, а так же обмазать их специальной смазкой. А тут ещё некстати случилось резкое похолодание с каким-то подобием ледяного дождя. Естественно, одна из машин (по-моему это была «юбилейная» ЭТ2М-100) порвала контактный провод. Под конец смены мастер сообщил нам о случившемся и назначил квартет добровольцев (включая меня) бы убрать остатки конташки с вагона и осмотреть «рог». Залезаем на крышу и видим там аж метров 50 контактного провода! Блестящего такого… МЕДНОГО!

8. Мой внутренний калькулятор моментально стал подсчитывать размеры прибыли
8. Мой внутренний калькулятор моментально стал подсчитывать размеры прибыли

- Медяха!!! Почти одновременно сказали все участники экспедиции на крышу.
- Да ещё какая тяжеленная? Сколько же тут кил?
- Дохрена!
- Точно дохрена!
- Так, а что мастер сказал с проводом сделать?
- Сказал выкинуть…
- Ага, щяс! Так, Андрюха, дуй в цех за ножовкой.
- Так, взяли, и потащили, мужики! Приёмка же ещё работает?
- Ага!

Мысленно распилив, сдав и пропив контактный провод, мы с мужиками шли в приподнятом настроении к Питерским воротам цеха, попутно бурно обсуждая коктейльную карту для всей бригады на ближайший месяц. Но тут дорогу нам преградил мастер, со словами:

- Вы чего, его сдавать собрались?
- Да, Коль! Ну а чего добру пропадать? Ты не подумай, мы и с тобой поделимся.
- Да можете не делиться, вам на приёмке за него дадут…. Да ни хрена вам не дадут, этож биметалл!!
- БИ чего?
- Ну короче это не чистая медь, а сплав специальный. Даже не сплав, а просто омеднённый железный трос. В общем, хватит лохматить бабушку, тащите провод на помойку и бегом отдыхать! Завтра тяжёлый день.

Так и закончилась моя очередная попытка разбогатеть. На этом всё, дорогие читатели, подписывайтесь на канал, ставьте лайк.

Другие части цикла о моей работе в депо #Крюково Зайдите пожалуйста, если ещё не читали.

До скорых встреч и хорошего настроения!