в целом и бенгальских анклавов там, где они есть, полностью замирает. На игровых площадках, кольцевых транспортных развязках, прудах — всюду, где найдётся свободное местечко, установлены пандалы — довольно сложные сооружения, многие из которых возводили весь предыдущий год. Слово ‘pandal’ означает временный храм, сооружённый из ткани и бамбука. Часть из них и впрямь простенькие балаганы, но некоторые представляют собой великолепные произведения искусства на исторические темы или по следам недавних событий, а то и просто плоды буйного воображения.
Как бы то ни было, Поклонение Дурге в наши дни весьма далеко от вопросов веры. Впечатление от посещения нынешних пандалов таково: мы имеем дело с величайший на земле художественной выставкой. Но если в девяностые годы упор делался на разнообразие внешнего вида храмов-однодневок, то сегодня все усилия устроителей направлены на внутреннее их обустройство. Профессиональные художники разрабатывают общий стиль интерьера, компоненты которого тщательно изготовляются и даже подписаны автором.
Поскольку изваяния в конце торжеств погружают непосредственно в реку, существует опасность загрязнения воды материалами и красителями, использованными для изготовления Дурги. Предпринимаются меры контроля их экологической чистоты. В штате Западная Бенгалия работает первое в Индии агентство по охране окружающей среды, успешно противодействующее использованию опасных красителей. Однако, по данным этого контрольного органа, треть всех истуканов ремесленники и поныне расписывают ядовитыми красками.