Итак, #1сентября о котором так много говорили учителя, дети и родители, свершилось!
В этом году все было почти как в благостные допандемические времена: торжественная линейка – с детьми, цветами, дежурными речами приглашенных высоких гостей…
В этом году #Министерство Просвещения подошло к первому уроку всерьез. Не только была объявлена его тема: #год науки и технологий, но и сам #урок был разработан в недрах министерства и размещен на сайте Российской Электронной школы.
И, разумеется, НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендован к использованию учителями. В областном школьном портале мы получили ссылку и требование отчитаться об использовании материалов на уроке.
Не то, чтобы все мы бросились, выпучив глаза исполнять… но посмотреть было любопытно: А ВДРУГ?
И это ВДРУГ, на мой взгляд, заслуживает отдельного разбора со стороны учителя, которому это чудо педагогической мысли вменили в обязанность.
Для тех, кому интересно, кто не ходит в #РЭШ, а также всем, кто задается вопросом, что происходит с нашим #образованием, представляю:
Методическая разработка к уроку (уточняю – к одному уроку) занимает 35 печатных листов + 12 листов печати QR-кодов для финального этапа.
1. Материалы после краткой вводной части посвящены веществам и химии. Включен даже интерактив, который порадует классы со смарт-доской. В нашей школе таких 8 из 26. В остальных случаях получается интерактив для учителя.
Названия веществ и картинки предметов, в которых эти вещества содержатся. Зачем это ученикам начальной школы в таких подробностях на самом первом уроке года? Предполагаю ответ «#для общего развития». И не вижу ничего развивающего в перечислении малопонятных названий и разглядывании знакомых и незнакомых предметов.
Видимо, по замыслу авторов, учитель должен был аврально изучить учебник химии за 8й (7й/6й?) класс, чтобы объяснить детям смысл происходящего? Уточнение: химия в общеобразовательной школе начинается в 8м классе. #Учитель началки имеет право не владеть глубинными знаниями по этому предмету.
2. Далее этап, посвященный жизни, достижениям и увлечениям Д.И. Менделеева. Много, подробно, с текстами и видео.
И всё бы ок. Менделеев – супер-личность в истории нашей науки и общественной жизни.
Вопрос: как знания о насыщенной жизни блестящего ученого начала прошлого века помогут детям составить ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?
3. Затем нам предлагают считать QR-коды c помощью камер и перейти на ресурс, где видны имена великих русских на карте мира.
Идея классная. Для элитной школы, где на каждом столе ноутбук с камерой, интернетом и наушниками… Или для старшеклассников, которые часто носят планшеты.
Уточнение: урок создан для 2, 3 и 4 класса. По Санитарно-эпидемиологическим требованиям 2021г., «для образовательных целей не разрешается использовать мобильные средства связи» Минимум – планшеты.
На странице этого этапа с QR-кодами сообщение: «включите камеру на вашем устройстве…»
На каком, извините, устройстве? какую камеру??? На ноутбуке, которого в классе нет? На компьютере учителя? А если на нем нет камеры, как в моем случае?? Мне бежать галопом покупать нужные гаджеты, чтобы администрация школы отчиталась о 100%-м выполнении указивок?
4. Общее впечатление: материалов в этой разработке столько, что и на 3 урока много. И все они намешаны в какой-то винегрете из разрозненных фактов, сведений, картинок и пафоса.
Разумеется, учитель может взять только нужное, чтобы собрать пазл. Это же работа мечты – изобретать способы поженить разнородные элементы в одном уроке так, чтобы всё было гармонично, логично и разумно, а цель достигнута.
Спокойствие! Только спокойствие! Учителей в нашей школе уже давно спасает простая философия – "молча делай, что считаешь нужным, но не забудь соорудить пару картинок для… ну разумеется: фотоотчета!))"
Урок я провела, как считала нужным. Исследовали достижения наших ученых и пути изобретателей: от Менделеева до разработчиков вакцин и строителей космодромов.
Дети вышли из класса заряженные и убежденные, что наука – это круто! А учиться нужно хорошо, чтобы изобрести много полезного и совершать новые открытия.
Опросила коллег: никто не использовал эту разработку дальше трехминутного видео-вступления. Но все сделали фото о том, как дети смотрят урок. Так и начальство довольно, и нервы целы.
И снова – мой любимый вопрос: разработчики таких методичек давно видели реальных детей в обычной #школе? Как давно кто-либо из этих теоретиков проводил урок в классе? В чем цель таких методичек? Ну кроме очевидного перераспределения благ в интересах... даже не надеюсь узнать, кого...
Не рассчитываю получить ответ на эти вопросы. Только надеюсь, что такие «уроки» будут не слишком часто озарять наши суровые #школьные будни, а руководству будет по-прежнему достаточно 1-2 фотографий для отчета.
Возможно, я не права, и просто не сумела оценить всю глубину замысла авторов. Буду признательна за ваше мнение в комментариях