Найти тему
Так сказал Даулетжан

Как детям выжить среди людей и шайтанов. Нравология против колумбайна

"Мы учим детей жить среди людей, а надо бы - среди шайтанов". Этот мудризм возник у меня в сознании еще до ужасающих новостей из Кемеровской области, где в эти дни обнаружили убитыми двух десятилетних школьниц. К такой сентенции подтолкнула, наверное, история про самоубийство молодого следователя из Уфы, о которой я не столь давно писал. Почему же так происходит? Почему наше воспитание ориентировано на какие-то идеальные представления, которые оказываются весьма далекими от суровых и порой весьма неприглядных реалий жизни? Откуда это пошло: с русской классики серебряного века, призывавшей сеять доброе, разумное вечное?

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
       Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? Слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,
       Доброго мало зерна!
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,
       Двиньте вперед!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
        Русский народ...
Сеятелям. Н.А.Некрасов.

Или, может, с советской школы, воспитывавшей молодое поколение в духе будущих строителей коммунизма, на примерах героев и романтических песнях, учивших благородному самопожертвованию:

Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.

Гренада. М.А.Светлов.

Конечно, цели воспитания должны быть позитивными, но, наверное, им не стоит слишком отрываться от реалий? В противном случае мы получаем поколение, которое не приспособлено к жизненной практике, что чревато большими проблемами в социализации молодежи. В частности, растет дезадаптация учащихся, усиливаются антисоциальные проявления - скажем, та же криминальная субкультура.

Как же соединить позитивные ценностные установки с практическими знаниями и навыками социализации? Наверное, на сложнейшие вызовы нашего времени ответ может дать лишь комбинированный подход, включающий в себя в себя синтез различных отраслей знания. Скажем, психологии, социологии и религии. И для того, чтобы создать такой качественный синтезированный продукт, нужно ясно представлять, для чего он создается: для каких-то внешних, политических целей или для практического выживания ребенка.

Вот, скажем, почему довольно часто терпят фиаско попытки создания эффективных школьных курсов по религии? Да потому, что они, в исполнении религиозных деятелей, нередко превращаются в еще один
сборник проповедей. Прекрасные религиозные интеллектуалы не представляют специфику школьного образования, не ориентируются в полной мере в возрастных особенностях своей новой целевой аудитории и создают учебники скорее для малолетней паствы, чем для обычных учащихся. И, в итоге, эффективность таких мини-проповедей оставляет желать лучшего.

Примеров успешных учебно-методических комплексов данной направленности в России немного, я знаю один из них -
"Нравологию" Заслуженного учителя России и Республики Башкортостан В.С.Казыханова. Прекрасный и талантливый педагог на основе инновационных педагогических технологий создал тематические комплексы, объединенные в циклы - "Уроки веры" и "Уроки нравственности". Все они отлично зарекомендовали себя в школах, но... Как оказалось, Виль Суфиянович опередил своё время - понимание необходимости нравственного воспитания еще только проникает в начальствующие умы, определяющие формат российского образования. И поэтому уроки нравственности в современной школе остаются скорее факультативом, чем базовым предметом. Пока сохраняется такая ситуация, мы можем наблюдать то, что видим и слышим из новостей криминальной хроники. И картина здесь отнюдь не оптимистичная. Чего стоит лишь недавний "колумбайн" в Казани, причины и предпосылки которого я также анализировал.

Что касается шайтанов. Ислам и православие трактуют эту темную ипостась жизнь очень схоже и эти сакральные знания тесно перекликаются с практической психологией. Бесы, шайтаны, астральные сущности (лярвы) - как их не именуй, суть данного феномена остается тождественной. И обучая детей правилам хорошего поведения в социуме, нужно давать им технику безопасности обращения с темными сущностями - в себе, прежде всего, и в окружающем мире. Первый шаг в этом направлении сделан: это уроки этики, нравственности, религиозной культуры и основ безопасности жизни. Нужно все эти предметы развивать и синтезировать в единый учебно-воспитательный курс по успешной социализации молодого поколения.

Как бороться с ленью, как распознавать деструктивное влияние - внешнее и внутреннее, как сопротивляться агрессии, как выживать в опасной ситуации, как сохранить себя в условиях постоянного стрессового давления - всё это обретает особую актуальность в наше время. Которое отличается резкими социальными пертурбациями, быстрой сменой парадигм и ценностных приоритетов, что дезориентирует даже взрослых современников, не говоря уж о молодёжи.