Ещё с детства мне было интересно смотреть на горящие мягким вечерним светом окна и представлять, что за жизнь протекает за ними. Тогда мне почему-то казалось, что там, за занавесками, где так тепло и уютно горит свет, обязательно живут счастливые люди. Конечно, даже в то время я уже понимала - на самом деле за приветливо светящимися окнами может происходить что угодно - в том числе непонимание, ссоры и беды. Но, даже сейчас - когда я точно знаю, что счастье в этом мире явление редкое и мимолётное, иллюзия присутствия тепла и покоя при виде горящих окон у меня всё равно сохранилась.
Как-то, в очередной раз глядя на горящие окна домов, мне пришло в голову представить, что может происходить там, за занавесками.
Этот рассказ - просто фантазия и не имеет отношения к каким-то конкретным людям, но, придуманные сценарии вполне имеют место в нашей жизни – и где-то соответствуют реальным событиям. И так – попробуем мысленно заглянуть в чужую жизнь и сфантазировать некоторые её моменты.
Первое, давно не мытое окошко со старыми шторами – по расположению кухонное. Пусть кухня будет не очень опрятная, но вполне прилично обставленная. За столом сидят два абсолютно пьяных мужика, в алкогольной полудрёме пытающихся прикончить вторую бутылку водки - первая, уже опустошённая, валяется тут же, у них под ногами. Стол украшают разнообразные объедки и пепел от сигарет, в банке с недоеденными рыбными консервами празднично торчит «бычок» - видимо, «скумбрию» в какой-то момент перепутали со стоявшей рядом пепельницей. При виде подобной сценки на ум почему-то приходит ныне уже позабытая песенка про «два кусочка колбаски», которые лежали у кого-то там на столе.
От хозяина квартиры год назад ушла жена – именно из-за его любви к алкоголю – но, его это не особо печалит. Теперь ему никто не мешает жить так, как он хочет – а остальное не имеет значения.
Следующее окошко пусть будет спальней – возможно, так оно и есть. Возле деревянной односпальной кровати горит старый торшер с тканевым абажуром - и пожилая дама, удобно подложив под спину подушку, читает книгу. Женщина спокойна и вполне довольна жизнью - ей просто не спится. Она давно разведена, у неё есть замужняя дочь и внучка, которые хорошо обеспечены, есть старые друзья - а этим летом дама планирует поездку в санаторий – поправить здоровье.
За третьим, расположенным на верхнем этаже окном, притаилась беда.
По причине тёплой погоды окно распахнуто - его прикрывает только слегка колышущаяся лёгкая штора. На кровати сидит молоденькая девушка в коротком шёлковом халатике. Поверх одеяла в беспорядке разбросаны разорванные фотографии. Девушка не отрываясь смотрит в сторону открытого окна – и это страшно… Возможно, за окном всё совсем не так и нет никакой беды – но, мне почему-то представилась именно такая сцена.
Двумя этажами ниже тёща третирует зятя, вышедшего покурить на балкон - толстая, монументальная, как памятник, самоуверенная от тапочек до бигуди, она полностью заполнила собой проём балконной двери и нудно выговаривает несчастному мужику по поводу попадающего в комнату сигаретного дыма. Нет бы просто дверь закрыть!
По мнению возмущённой дамы, курить следует выходить на улицу - то есть, во двор - потому, как на балконе и в подъезде дым всё равно затягивает в квартиру. Но, что-то мне подсказывает, что дело тут вовсе не в сигаретном дыме. Видя, что её пытаются игнорировать, дама решает пригрозить строптивому зятю насильственными действиями: «раз некоторые не собираются внять справедливым требованиям - завтра она выбросит все сигареты и пепельницы, которые обнаружит в квартире, а заодно и воняющие в прихожей ботинки зятя - которые тот, не смотря на все просьбы и убеждения, так и не моет каждый день щёткой с мылом!»
Многострадальный зять - дай ему Бог терпения, ничего не говорит, но вспомнив старый анекдот, мысленно представляет тёщу летящей с балкона - в развевающемся шёлковом халате, машущей руками на манер страуса из мультфильма про «крылья и ноги» и вопящей, как пожарная сирена. А он в это время, спокойно наблюдает падение и стряхивает ей вслед пепел от сигареты… Мужчина улыбается своим мыслям, ещё больше выводя из себя ничего не понимающую, вконец озадаченную такой реакцией тёщу.
За следующим окном с нарядными занавесками супружеская пара среднего возраста мирно ужинает на кухне:
- Сашенька, ты ещё пирожок будешь? - Нежно спрашивает жена, - «чтоб ты подавился, козёл!» - проносится у неё в голове. Нет, мне определённо нравится ход её мыслей - вот только непонятно - ради чего так притворяться?
- Да Мариша, передай пожалуйста. И чайку подлей, если не трудно! «Корова толстозадая!» - Да-а-а - ребята, однако, друг друга стоят!
Ещё одно окно в однокомнатной квартирке горит приглушённым ночным светом. Пожилая женщина сидит в кресле с книгой в руках - но при этом неподвижно смотрит поверх неё куда-то в пространство, в пустоту… Тёмно-зелёный махровый халат, ещё более тёмно-зелёное старое кресло и совсем тёмно-зелёная - до черноты, тоска в глазах. Пустота…
Ей скоро шестьдесят –но, она всё ещё работает в поликлинике. Несколько лет назад в автокатастрофе погиб сын, дочь замужем, живёт во Франции, внучку видела только на фотографиях. Дочь, правда, порой звонит - примерно два раза в год, а с мужем женщина рассталась ещё в молодости. Недавно похоронила близкую подругу. Конечно, остались ещё коллеги по работе, знакомые, соседка, которая иногда заходит на чай,… но это же совсем другое! Ни с кем из них нет - и уже никогда не будет такой душевной близости. Они ведь столько вместе пережили - с самого первого курса мединститута.
Я знаю - женщина долго не сможет уснуть, мучаясь своими чёрными мыслями, а утром, с тяжёлой головой и болью в спине, пойдёт на работу - и будет вести приём, после которого ещё надо обойти больных на дому. Вечером, с трудом передвигая отёкшие ноги, она вернётся в пустую тёмную квартиру - где в ожидании хозяйки никогда приветливо не горят окна. Она наденет тёмно-зелёный халат, возьмёт книгу, сядет в тёмно-зелёное кресло и будет смотреть в пустоту…
Каждое окно - это целый мир, наполненный событиями и переживаниями. Книга жизни, со своими героями - порой жестокая или смешная, иной раз скучная, возможно и нелепая. А бывает - яркая, как фейерверк или печальная, как затянувшийся серый осенний день.
Конечно – всех героев и их истории я придумала – но, разве так не бывает? И я даже не удивлюсь, если где-то попала в точку.