В Москве сохранилось еще несколько десятков старинных водонапорных башен, некоторые из них — очень красивы. О пяти любимых таких объектах автора «Москвы. Детали» — в этом материале.
У депо имени Ильича
Начну с любимой, с самой красивой на мой взгляд; жаль, правда, информации о ней практически нет. Находится на подъездных путях Белорусского вокзала, построена (предположительно) в 1907 году — именно в это время на Белорусском началась глобальная реконструкция.
Использование в наши дни: судя по этому репортажу, сделанному в 2013 году, а также на основе лично увиденного (этот снимок башни я сделал месяц назад) — никак не используется.
Как найти: выйти на платформы пригородных поездов, пройти по крайнему пути до самого конца (№12 он, кажется), спуститься вниз, пройти мимо невероятного советского мозаичного полотна у депо имени Ильича и, если вас не встретит охрана, увидите красавицу.
У депо Николаевской железной дороги
Здесь есть точная дата постройки и известно имя ее автора. Это бывшая водонапорная башня печально знаменитого циркульного (круглого, но уже не совсем) паровозного депо Николаевской железной дороги. Стоит между Ленинградским и Ярославским вокзалами. Также, как и само здание депо, построена в 1851 году по проекту знаменитого архитектора Константина Тона.
Использование в наши дни: очень бурное. Здесь и офисы, и мастерские, и молодежная коммуна, а недавно даже открылся небольшой пивной бар (спешите видеть, он скоро закроется). А вообще здание выставлено на продажу, просят за него 85 млн рублей.
Как найти: очень просто, всего-то пройти 5-7 минут пешком от станции метро «Комсомольская» до башни (маршрут).
У станции «Москва-Товарная» Павелецкого направления
На сайте Департамента культурного наследия эту красавицу официально называют так: «Водоемная башня на станции Москва-Товарная Рязино-Уральской железной дороги, 1898 г., инженер Н.А. Виноградов». Это сообщает нам о годе постройки и ее авторе, а также — о том, что сооружение находится под защитой государства.
Использование в наши дни: заброшена, разрушается, утеряно много декоративных элементов.
Как найти: ее хорошо видно из окон поезда при подъезде к станции «Москва-Товарная» (если ехать в сторону центра). Желающим подойти к ней вплотную и повторить этот снимок, необходимо будет приехать к жилому дому по адресу 1-й Павелецкий пр., 1/42 корпус 2, а затем — проникнуть в его двор.
У платформы «Депо» Курского направления
Водонапорная станция 1914 года постройки, стоит у платформы «Депо» (рядом со станцией «Люблино-Сортировочное»). Красивое функциональное сооружение, по которому заметно (по форме закрашенных окон в основании), что строили его в эпоху, когда модерн был главным архитектурным стилем.
Использование в наши дни: в ряде источников утверждается, что башня используется по своему прямому назначению до сих пор (не подтверждено).
Как найти: ее прекрасно видно из окон поезда при подъезде к станции «Депо» (если ехать из центра) — этот снимок так и был сделан этим летом, прямо из вагона электрички. Или — просто выйти на этой станции, спуститься с платформы и пройти буквально совсем ничего, чтобы подойти к ней вплотную.
На станции «Бойня»
Небольшая, но приятная, самая миниатюрная в этой подборке. Находится на станции «Бойня»; если название режет слух, то рядом находится улица Скотопрогонная — да, все это было последним путем для огромного количества рогатого скота, который привозили в вагонах на «Бойню», а потом гнали к зданиям Московских городских боен. Для их обслуживания эту станцию и построили в 1893 году — видимо, эту дату можно читать датой постройки конторского здания станции и самой башни, которая к нему примыкает.
Использование в наши дни: неизвестно, но за зданием (и башней) явно внимательно следят: чистота, рядом высажен аккуратный цветник.
Как найти: ближайшая станция метро — «Волгоградский проспект». Оттуда в район станции многие ходят прямо по путям, или — доехать конца Скотопрогонной, а там и вход на станцию.
Спасибо, что дочитали материал до конца. «Москва. Детали» есть также в телеграме, фейсбуке и инстаграме.