EI (Emotional Intelligence) или EQ (Emotional Quotient) – синонимичные аббревиатуры, обозначающие коэффициент эмоционального интеллекта. Что же это такое? Из чего состоит?
Увы, вынужден констатировать, что единодушного согласия среди специалистов нет (оспаривается даже правомерность использования здесь слова «интеллект», которое подразумевает рассудочную осознаваемую деятельность). Куча именитых авторов, у каждого свое определение этого понятия, основанное на 50-летнем опыте и паре сотен исследований (шучу, чтобы назвать себя экспертом в какой-либо теме достаточно уметь говорить). И все же, у человека есть эмоции. Они влияют на принятие решений, на осознание себя как личности, на индивидуальное ощущение счастья/несчастья и т.д. Это все точно есть, а значит должна быть дисциплина, это изучающая. Психология? К моменту рождения термина EQ эта область знаний уже ветвилась на целую кучу школ, противоречащих друг другу или даже себе самим. Так зачем ремонтировать старое, если можно построить новое? Да и обыватели ассоциировали психологию исключительно с психоанализом и изварщенцем-Фрейдом. «Хватит разврата!», - решил, видимо, Дэниел Гоулман и стряхнул пыль с термина «эмоциональный интеллект» (впервые он был использован в 1960х, но широкое распространение получил в конце 90х как раз благодаря одноименной книге Гоулмана).
Потребовалось совсем немного времени, чтобы в этой области обнаружилось немалое количество специалистов, которые, дескать, «мы тоже в теме, да и вообще всегда в ней были, еще раньше тебя, Гоулман, так что подвинься, у нас есть свое экспертное мнение на этот счет».
Время шло, количество желающих высказаться росло. На данный момент существует несчетное множество моделей эмоционального интеллекта, и у каждой из них есть свои фанаты. Одна из самых известных теорий принадлежит Саловею, Майеру и Карузо. Они считают, что эмоциональный интеллект – это «способность рассуждать об эмоциях и их причинах для улучшения мышления». Правда, эти ребята долго сомневались и несколько раз переписывали свое определение, так что не факт, что это их окончательное мнение.
Согласно этой модели существует четыре способности, включенные в это понятие:
· распознавание эмоций (по мимике, жестам, голосу и т.д.);
· использование эмоций (для стимуляции мышления, познавательной деятельнсти, креатива);
· понимание эмоций (откуда они берутся и к чему могут приводить);
· управление эмоциями (регуляция как своих, так и чужих эмоций).
Можно, конечно, придраться к тому, что грань между использованием эмоций и управлением эмоциями слишком тонка, и непонятно, где заканчивается одно и начинается другое, но эти придирки будут еще не такими серьезными, как в случае с моделью Гоулмана. Там в понятие эмоционального интеллекта включены уже 5 способностей:
· самосознание - способность понимать себя, свои эмоции и их причины, учитывать это в принятии решений;
· саморегуляция – регуляция своих эмоциональных процессов, адаптацию к меняющимся обстоятельствам;
· социальные навыки - управление отношениями, чтобы ладить с другими;
· сочувствие - понимание чувств других людей, особенно при принятии решений;
· мотивация - понимание того, какие эмоции на что подталкивают и как мотивируют.
Не является ли сочувствие частью социальных навыков, а мотивация частью саморегуляции (мотивирую себя) и опять-таки социальных навыков (мотивирую других)? Количество уязвимостей ширится. Однако ж и это еще цветочки, Р. Бар-Он, например, выделяет не 4 и не 5, а целых 15 способностей. «15, серьезно?», - отвечают ему коллеги. – «А почему не 243?». Тут на сцене появляется К. Петридес, и говорит: «Погодите, господа, оставьте в стороне эти ваши способности, эмоциональный интеллект нужно воспринимать как черту личности, а этот конструкт лежит за пределами таксономии когнитивных процессов» (не пытайся вникнуть в смысл этих слов, это как волшебное заклинание, ничего не значащее, но заставляющее проникнуться благоговейным ужасом перед тайным знанием «ученого» и заплатить побольше денег за его консультацию).
Надеюсь, мне удалось показать тебе весь ужас и бардак, что тут творится. Куча специалистов, куча теорий. Ничего не понятно, зато каждый может высказаться. Добро пожаловать в тему эмоционального интеллекта.
И все-таки мы попробуем разобраться. Не беспокойся, я не буду предлагать тебе еще одну модель эмоционального интеллекта авторского сочинения в духе «я художник, я так вижу». Все как раз наоборот. Вся эта неразбериха вокруг EQ вызвана желанием специалистов (а также «специалистов») в этой области сделать из него нечто особенное и, соответственно, исследовать по-особому. Вместо этого мы воспользуемся старым добрым научным подходом к изучению всего, от найденного на дороге камня до электрического тока или менталитета какого-либо народа. Какими вопросами мы можем задаться по отношению к объекту нашего исследования? В какие процессы вовлечемся при взаимодействии с ним? На самом деле их всего два:
1. Сбор информации об объекте. Попытка что-то увидеть/услышать/измерить/понять.
2. Манипуляции с объектом. Взаимодействие по принципу причинно-следственных связей/влияние/контроль/управление.
Итак, у нас есть некий черный ящик, и мы его исследуем. Делаем мы это двумя способами: наблюдение (смотрим на него под разными углами, стараемся заглянуть внутрь) и взаимодействие (тыкаем в него всякими предметами, нагреваем/охлаждаем и пытаемся понять его функции и впоследствии управлять ими). Наш черный ящик называется «эмоциональный интеллект». Что у него внутри? Эмоции, конечно. Мы можем за ними наблюдать – раз, и пытаться на них влиять – два. Правда, все усложняется тем, что вокруг есть другие люди, а у них – свои черные ящики, которые иногда вступают в контакт с нашими. Тогда все становится сложнее, но это не меняет общего принципа, мы, как исследователи, заняты либо наблюдением за этими ящиками и их взаимодействием, либо влиянием на них.
Что ж, тогда эмоциональный интеллект – совокупность качеств, позволяющих анализировать и управлять своим и чужим эмоциональным состоянием. Отсюда проистекает четыре взаимосвязанных способности:
1. Анализ и понимание своих эмоций;
2. Анализ и понимание чужих эмоций;
3. Управление своими эмоциями;
4. Управление чужими эмоциями.
Продолжение следует...