Если другой человек сделал для нас что-то хорошее, естественное стремление – отблагодарить его в ответ. Не спешите. Ваша благодарность может оказаться неуместной. Не факт, что вы уже не заплатили за эту условно бесплатную услугу. Возможно, что о некоторых выгодах вы просто не знаете.
Расскажу пример из собственной практики.
Как-то раз мне выпал случай обратиться к карьерному консультанту. Обычно я плачу за консультации, но в данном случае разбор резюме предлагался бесплатно. Объясняя свою позицию, специалист заявляла об особой миссии – стремлению помочь другим людям. На сайте была информация о возможности оставить положительный отзыв, но это не было обязательным условием.
С благодарностью я принял предложение и вскоре получил ответ в виде разбора моего резюме. Аудит был проведен очень профессионально, а в заключении был сделан вывод о необходимости доработки резюме и ненавязчиво указана стоимость такой услуги.
Читайте также: Секретный ингредиент идеального резюме
Я был очень доволен разбором и тут же написал положительный отзыв на сайте. Этого мне показалось мало. Консультант явно потратила на аудит больше времени, чем я на отзыв. В то же время другие услуги мне были не нужны. У меня возникла идея, как можно отблагодарить ее иначе.
Поскольку я долгое время занимался управлением продажами, то решил поделиться своим мнением, как можно повысить продажи услуг. Свои соображения вместе с повторными благодарностями за прекрасно проделанную работу я подробно изложил в письме. Среди прочего я написал, с какими рекомендациями в аудите я согласен, а с какими нет, поскольку уже пробовал их на практике и понял, что на моем примере они не сработали как нужно.
Весьма довольный собой, я ждал положительной обратной связи. Результат меня удивил. Консультант, дама с 20-летным опытом работы в HR, в довольно оскорбительном тоне прочла мне нотацию, суть которой сводилась к тому, что услуга по разбору резюме, которую она предоставляет, предоставляется как есть и НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЗАКАЗЧИКОМ СВОЕГО МНЕНИЯ.
Читайте также: Мы ищем работу неправильно. А как нужно?
Отвечать в подобном же ключе, я, разумеется, не стал. Поблагодарил еще раз за оказанную услугу, подумав, что лучше бы я, как и раньше, просто заплатил деньги.
Однако этот случай заставил меня серьезно задуматься вот над чем: даже если кто-то декларирует благородные намерения, совершенно не факт, что на самом деле он не руководствуется эгоистическими соображениями.
Чуть позже, проанализировав ситуацию, я понял, что за помощью другим у консультанта вероятнее всего скрывалось желание получить долю признания, а с помощью положительных отзывов – повысить свою самооценку и стоимость как специалиста. По факту, таким образом она самоутверждалась за счет других людей, менее компетентных в ее вопросе.
Ей действительно было достаточно отзыва, поскольку основная выгода – ощущение чувства превосходства – была нематериальна. Только я, воодушевленный намерением принести реальную пользу, этого не заметил.
Возможно, пословица «Не делай добра, не получишь и зла» говорит именно об этом. А вы что думаете на этот счет? Пишите в комментариях свои соображения и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Александр Гросс
#психология #правило взаимного обмена #самоутверждение #нарцисс #нарциссизм #обратная связь #обязательства #самооценка