Найти тему
Бумажные комиксы

«Бэтмен» Дарвина Кука: «“Эго” и другие истории. Издание делюкс» (Брюс Уэйн спорит с Бэтменом: мрачный сеанс психоанализа)

Читатели бумажных комиксов естественным образом привыкли к тому, что издание делюкс поступает в продажу одновременно с изданием в мягкой обложке (в том случае, разумеется, если предполагается два варианта), а потому легко сразу выбрать, что именно тебе надо: собственно заглавная история за одни деньги – или эта же история плюс что-то ещё за другие, несколько дороже (принципиален, конечно, и сам вопрос оформления).

Однако на этот раз издательство «Азбука-Аттикус» решило всех испытать – то ли на верность, то ли на терпение. И предложило расширенный вариант повести Дарвина Кука не сразу, а лишь через несколько месяцев, поставив бэт-фанов перед непростым (особенно в наши дорожающие времена) выбором: терпеливо подождать – или же послушно купить сперва одну её версию, а потом ещё и другую.

Быть может, честнее был бы обратный ход: выпустить сперва дорогую версию, а уж потом – бюджетную?.. Вопрос, скажем так, дискуссионный. Ну а приживётся ли у нас такая вот модель продаж – покажет, как говориться, только время.

Разворот из книги Дарвина Кука «“Бэтмен: Эго” и другие истории. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из книги Дарвина Кука «“Бэтмен: Эго” и другие истории. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Так чем же отличаются «…и другие истории» от одного только «Эго»?..

Во-первых, здесь и правда есть ещё две истории! Жаль, что короткие, зато весьма выразительные.

«Свидание с Рыцарем» рисовал («в стиле Marvel», – как уточняет Кук) замечательный художник Тим Сэйл, хорошо известный нам по совместному с Джефом Лоэбом трёхтомнику «Долгий Хэллоуин», «Тёмная победа», «Одержимый Рыцарь». Сюжет тут прост, но игрив: Женщина-Кошка «приглашает» Бэтмена на «свидание» («Я хочу поиграть!»), только получается оно весьма специфичным. Да, есть и цветы, и ресторан, и кино – только вот с одним «но», которое в данном случае имеет ключевое значение…

И плевать, что говорят другие девушки. Ты забавный.
Если будешь хорошо себя вести, возможно, в следующее воскресенье я опять схожу с тобой на свидание.
Разворот из книги Дарвина Кука «“Бэтмен: Эго” и другие истории. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из книги Дарвина Кука «“Бэтмен: Эго” и другие истории. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

«Дежавю» в свою очередь рассказывает историю, завязка которой всем нам до боли знакома: возле кинотеатра звучат выстрелы, убиты родители, мальчик остался сиротой… Но нет, погибшие – не Уэйны, это именно что дежавю: опоздавший Бэтмен становится свидетелем новой трагедии – и всё, что он может теперь сделать, так это найти и обезвредить преступников. Он следует за ними по пятам – и сводит в итоге с ума, заставляя кричать в безумном страхе: «Это не человек… А сам дьявол! Дьявол, который пришёл за мной! Я ему не дамся…»

И вот тут настал черёд отметить ещё одно отличие сборника: вступительное слово автора. Рассказывая о том, как он вообще пришёл в этот мир, мир графических рассказов, Дарвин Кук вспоминает, как когда-то прочёл «Ночь охотника» Стива Энглхарта и Сэла Амендолы – «историю, которая навсегда изменила моё юношеское восприятие Бэтмена» («До сих пор это мой самый любимый комикс о Бэтмене»).

Здесь Тёмный Рыцарь мстил бандитам за трагедию, по иронию судьбы похожую на ту, которую он сам когда-то пережил. А самым необычным было то, что за всю историю Бэтмен не проронил ни слова. Этот комикс служил великолепным примером того, как можно показать самую суть персонажа.

Так вот, «Дежавю» – это вариант той самой классической истории 1970-х, который Кук, когда ему представилась такая возможность, «адаптировал, исходя из своих скромных возможностей». И Бэтмен здесь снова ничего не говорит – только действует.

Разворот из книги Дарвина Кука «“Бэтмен: Эго” и другие истории. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из книги Дарвина Кука «“Бэтмен: Эго” и другие истории. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Но всё-таки основа этой книги – ровно то же самое «Эго», что уже знакомо тем читателям, кто успел весною приобрести мягкообложечную версию. Говорят, именно на эту историю ориентировались создатели нового фильма с Робертом Паттинсоном, который нам предстоит увидеть в 2022 году, хотя в списке источников вдохновения присутствуют и другие названия. Что естественно: «Эго» – вещь крайне неординарная, отправляющая любимого миллионами героя в потаённые глубины его тёмной души; она, безусловно, могла задать общую атмосферу, магистральное направление, но вряд ли непосредственно сюжет потенциального блокбастера. Хотя… Посмотрим, посмотрим… Сравним!

А вот что говорил о своей работе сам Дарвин Кук:

Я понимал, что хочу написать о Бэтмене и рассказать такую историю, которая охватывала бы сразу всю мифологию персонажа. {…} Результатом всех моих размышлений стала очень простая и абсурдная идея. Что, если Брюс Уэйн и Бэтмен могли бы сесть и поговорить о том, что они делают? Обсудить, являются ли они одной личностью? Или они совершенно разные, как две стороны одной медали? Этот довольно глупый замысел взволновал меня. Он позволял рассмотреть все важные моменты их жизни с разных точек зрения.
С целью избежать физического разделения персонажей я построил сюжет так, чтобы происходящее стало результатом тяжёлой психологической травмы. Или разыгрывалось в измученном сознании Брюса…

Так и появилось «Безумное путешествие в сердце тьмы» (таков подзаголовок повести), так оформился разговор по душам со своей озлобленной тенью, своеобразный – и весьма мучительный! – сеанс психоанализа. В ходе которого сбитый с ног Тёмный Рыцарь, в очередной раз усомнившийся, точно ли он находится на правильном пути, вынужден биться сам с собой, будучи одновременно и доктором, и пациентом…

– Всё это в моей голове.
– В голове или ещё где-то – не важно. Где бы всё ни происходило, в далёком космосе или на кончике булавки – не имеет значения. Ты должен знать… Тебе не отделаться от меня. Я не костюм… Не личина, которую ты можешь сбросить. Я твоя сущность. Когда ты был маленьким, я дремал внутри тебя. Безликий, безымянный, но настоящий.
Разворот из книги Дарвина Кука «“Бэтмен: Эго” и другие истории. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот из книги Дарвина Кука «“Бэтмен: Эго” и другие истории. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

«Этот персонаж так прост и понятен всем, что талантливые авторы смогли на протяжении более шестидесяти пяти лет делать его интересным», – нахваливает Кук Бэтмена (уточню, что написаны эти строки ещё в нулевые), в то же время отмечая, насколько с ним, с этим персонажем, тяжело автору: «Он всегда мрачен, сосредоточен на своей работе и бесконечных поисках приключений. В каждом его появлении должна быть магия. Ты должен выкладываться по полной, потому что он сам всегда так поступает. Новые грани. Новый взгляд. Абсолютно новая история. Этот парень изматывает».

Насколько этот «новый взгляд» получился именно в «Эго»?.. Вопрос опять же дискуссионный.

Ты должен понимать, что есть черта, которую мы не можем переступить. Никаких убийств. Это единственное различие между нами и ними. Бэтмен не только символ ужаса для преступного мира, но и символ всех хороших людей в этом городе. Символ надежды.
Обложка книги Дарвина Кука «“Бэтмен: Эго” и другие истории. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Обложка книги Дарвина Кука «“Бэтмен: Эго” и другие истории. Издание делюкс» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Бэтмен» Дарвина Кука: «Эго»

«Бэтмен» Джадда Виника: «Под Красным Колпаком»

«Бэтмен» Джима Старлина и Джима Апаро: «Смерть в семье»

«Бэтмен» Фрэнка Миллера и Брайана Аззарелло: «Последний крестовый поход»

«Бэтмен Проклятый» Брайана Аззарелло и Ли Бермехо

Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!