Найти тему
Гипермышление

Стек цифровых технологий для обучения

Давно собирался сделать алаверды нашим друзьям программистам, которые все любят раскладывать по полочкам, точнее по "стекам".

Кто не знает, что такое стек? Не пугайтесь, это такой ящик, куда можно последовательно класть самые разные вещи, и вытаскивать оттуда также последовательно. Ну чтобы было совсем понятно, это как ЧЕК-лист, только не чек лист, а последовательность записи, которую вы видите не в порядке ее записи от 1, 2, 3, ... до N, а в обратной, что последним записали, то видите первым. Ну действительно как в ящике, где вы видите то, что положили последним, потому оно лежит сверху.

А потому, чтобы упорядочить и очеловечить процесс, предлагаю его представить в виде иерархии, на примере традиционной пирамиды Абрахама Маслоу. Собственно на каждом из уровней свои инструменты:

Но это как бы обще-человеческие инструменты и продукты, я же предлагаю сделать подобный "пантеон" для инструментов, которые помогают в обучении. С одной стороны это будет полезно студентам, с другой, если вы преподаватель, то можете обогатить свой учебный процесс новыми фишками, которые задействуют скрытые фибры души, стремящейся к свету и знаниям.

Но вот сразу хочу отметить, что не надо проводить аналогию с Маслоу, так как есть десятки других концепций представленных в виде пирамиды, это и Дж.Блум, и Б.Рассел, и наш соотечественник социолог Ядов, у него есть своя пирамида ценностей!!

А потому, предлагаю рассматривать пирамиду по принципу обучения №1, т.е. от простого к сложному, от того что мы знаем, к тому, что не знаем.

Первый уровень - это то, что мы/они читают. Качественный источник информации - это важный момент. Полный список я говорить не буду, это может быть https://vc.ru/ или https://www.rbc.ru/ или https://knife.media/.

Важно, чтобы источники были разными, деловыми, творческими, независимыми (без назойливой рекламы). Пока что это даже не программы, а источники, элементы внешней среды.

Второй уровень - это платформа, где можно делать записи, обсуждать, высказывать свои мысли по прочитанному. Это конечно можно делать в соцсетях, но будет не профессионально, придется миксовать все с фотками еды и котятами. Я рекомендую https://zen.yandex.ru/ или https://habr.com/ru/all/ можно и ЖЖ, т.е. https://www.livejournal.com/ (он живее всех журналов).

Важно, чтобы это можно было систематизировать, и можно было транслировать на широкую или узкую публику. Обсуждать, показывать. И кстати, это своего рода блокнот, куда можно записывать и доставать записи - без публикаций. Минуя разного рода приложения "заметки", "TO DO" или "Squid". Обязательно к этому нужно добавить диктофон и камеру!

Третий уровень - это дайджесты! А точнее качественный пересказ краткого содержания книг. Этакое сжатие содержание книги из 300 страниц в двадцать страниц, которые можно прочитать за двадцать минут. Это полезно не для того, чтобы не читать, а чтобы выбирать, что читать! Мне важно также, что попадаются книги, которых пока нет или не будет на русском языке. Единственное ограничение, что все сервисы по подписке.
https://www.getabstract.com/ru/ - отличное заграничное решение, https://smartreading.ru/ - также хорошее по дизайну, но заграничные друзья ушли еще дальше, https://fourminutebooks.com/ - 4-х минутные книги, и https://arandomquote.com/ даже книга в пять цитат!! (самое главное)

Четвертый уровень - это блокноты или дневники, что-то позволяющее собирать и хранить ваши записи, в традиционной форме. Мне нравится OneNote, но может подойти и Word, и даже блокнот .txt. О том, как вести конспекты - я как то уже здесь писал. С другой стороны вы можете вести записи используя редактор Atom или даже Visual Studio Code, что приблизит вас к миру кода, Git и связанной с ними магией.

Пятый уровень - это программы для того, чтобы поговорить)) Скайп, Zoom, Microsoft Teams. Сюда же можно добавить Слак и прочие инструменты асинхронной коммуникации.

Шестой уровень - это "real-time-desk", а точнее онлайн-доски, например MIRO !!! Единственно, здесь я не могу предложить ни одну достойную альтернативу.

Седьмой уровень - это системы управления знаниями! Внимание, знания здесь - это усвоенные уроки из личного опыта. А потому это знания которые работают, приводят к результату. Формализовав и описав эти знания вы делаете их инструментом для развития себя и свою организацию. Вы также не забудете важные детали и сможете развивать свое лично ноу-хау и необходимые для этого компетенции. В этом случае вам помогут такие программы как "Notion", "Evernote", "Obsidian".

Восьмой уровень - это карты мышления, интеллект карты или mind-map. Это инструмент, который может заменить системы управления знаниями и даже системы управления проектами, но не стоит резать хлеб ножницами, даже если это можно. Из карт мышления, среди более 99-ти разных soft-предложений могу рекомендовать три: https://www.mindmeister.com/ru - самый легкий,
https://www.mindmanager.com/ru/ - самый функциональный;
https://thebrain.com/ - самый структурный.

Девятый уровень - это флеш-карты, т.е. программы для создания карточек с важной информацией, принципами, правилами и т.д. всем, что должно работать и работает. Попробуйте, это работает!! А потому лидером здесь хочу отметить https://apps.ankiweb.net/, https://www.brainscape.com/ - для тех, кто на ты с английским языком, и https://quizlet.com/. Хотя есть еще несколько достойных альтернатив с хорошим функционалом и наполнением.

Пожалуй на этом остановимся и приведем матрицу технологий (на подобие "стека" технологий в IT)

-2

И заметьте, что я ничего не сказал из того, что изучать! Специально не касался темы дистанционных курсов, когнитивных тренажеров, правильного питания, режима сна и отдыха. Ну и конечно же методики обучения, таксономии Блума, компетенций, перевода знаний в навыки, достижения мастерства и т.д.

Об этом как-нибудь в следующий раз...