Для начала расскажу две истории.
История первая. «Хьюстон, у нас проблемы!»
1970 год. Идут третьи сутки полета «Аполлона-13». И вдруг на корабле взрывается кислородный бак, выводя из строя два из трех топливных элементов!
Именно тогда прозвучала и вошла в историю фраза, ставшая мемом в 21 веке: «Хьюстон, у нас проблема!» Казалось, миссии конец. Но руководитель полета Джин Кранц проявил волю и поставил почти невыполнимую задачу перед своими сотрудниками: спасти экипаж. Благодаря уникальной инженерной смекалке и подручным средствам астронавты были доставлены на Землю - никто не пострадал.
История вторая. «Ужасный шедевр»
В начале прошлого века Пабло Пикассо начал писать картину, сделав перед этим несколько сот набросков. Его одержимость напугала друзей, а сама картина никому не понравилась. Пикассо огорчился такой реакции и забросил свою работу на несколько месяцев, но потом все равно к ней вернулся. Он хотел «сломать свой стиль», создать нечто, совершенно новое. Он закончил картину. И через девять лет выставил ее, сменив, правда, название: вместо «Авиньонский бордель» картина стала называться «Авиньонские девицы» - таково было требование благопристойных галерейщиков. Но художественные критики обругали и «девиц». Настоящего признания это произведение Пикассо пришлось дожидаться еще несколько десятилетий! Американский искусствовед Джон Ричардсон объявил эту картину «самым оригинальным художественным полотном за последние 700 лет и первым безоговорочным шедевром ХХ века». С «Авиньонских девиц» началась история кубизма.
Что общего в этих двух историях?
Когнитивные стратегии. Творчество. Креативность.
Да, именно креативность – вы наверняка об этом догадались - объединяет не Пикассо и инженеров NASA. Но, конечно, не только их. Но и вас, и нас - всех, кто создает что-то новое. И даже в целом – человечество как вид.
В этом уверены авторы книги «Креативный вид» Дэвид Иглмен и Энтони Брандт. Вот как они говорят об этом:
«Стремление к созданию нового – наша биологическая особенность. Мы выстраиваем сотни новых культур и сочиняем миллионы новых историй. Мы окружаем себя предметами, которые прежде в природе не существовали». (цитата из книги)
Дэвид Иглмен – нейробиолог. Энтони Брандт – композитор. Эти двое объединили свои знания и опыт, чтобы написать книгу о том, как рождается творческая мысль и как на основе существующей информации мозг генерирует новую. Весьма любопытная и всегда актуальная тема.
Современный человек креативен не для выживания – человечество уже сформировало более или менее удобную искусственную среду существования для себя. Но мы продолжаем ее улучшать и совершенствовать, потому что в каждом из нас заложено любопытство и стремление к новшествам. У прогресса нет конечной точки. А в основе всего лежит творчество.
И вот что любопытно: при всем разнообразии человеческой деятельности, творцы - от художников до инженеров, от учителей до медиков, от математиков до композиторов, одним словом - все люди пользуются только тремя креативными стратегиями.
Если коротко, то это:
· трансформация (изменение уже известного);
· дезинтеграция (разделение известного на отдельные части);
· синтез (объединение известного в новую совокупность).
Яркий пример трансформации: Генри Форд создал свой автомобильный завод на основе конвейерной линии, установленной в чикагской компании, которая занималась расфасовкой мяса. Форд также использовал уже известный в технике принцип взаимозаменяемости деталей для сборки своих «фордов-Т».
Трансформация требует от творца постоянно новых впечатлений и знаний. Вот почему так важны социальные связи – всевозможные тусовки, творческие объединения, конференции и научные сообщества. Общение – это источник вдохновения, питательная среда для новых идей. Особенно полезно взаимодействие «технарей» и «гуманитариев» - на стыке различных сфер идеи «просто искрят», образуется много новых форм.
Примерами дезинтеграции в литературе и искусстве служит появление верлибра (свободного стиха), новых приемов монтажа в кино и телевидении, пуантилизма в живописи. В науке и технике дезинтеграция привела к созданию «мозаичного метода», позволившего «разбить» молекулу инсулина, прочитать генетический код, образовать систему пикселей, разработать схему MP3-сжатия и т.д.
Синтез - мощнейший двигатель инноваций. Он позволяет сочетать, казалось бы, несочетаемое и творить новое. Самый простой пример синтеза в искусстве - русалки, сфинксы, кентавры и другие персонажи, созданные воображением человека. На синтезе построена вся генная инженерия.
Все человеческие языки - тоже продукт постоянного синтеза. Неологизмы, морфологические изменения, заимствования и профессиональный жаргон - все эти явления - детища синтетической стратегии. Литературная метафора тоже не что иное, как синтез: это два (а иногда и больше) смысловых поля, на пересечении которых рождается новый смысл.
Леонардо да Винчи был гением синтеза. Его наблюдательность и внимание к деталям сделали его не только великим художником, но и замечательным инженером. Современное стремление к сужению специализации приводит, в какой-то степени, к обеднению мозга. Тогда как совокупное развитие способностей – как художественных, так и технических – гораздо лучше влияет на оба вида дарований. Вместе они взращивают воображение – сильнейший источник креативности.
«Нет ни одной грани жизни, где не проявилась бы человеческая изобретательность. В контексте нашей жажды новизны инновации становятся неизбежностью. Причем это не удел избранных: стремление изобретать живет в каждом, и наш всеобщий протест против однообразия питает колоссальные перемены, благодаря которым одно поколение отличается от другого, новое десятилетие от предыдущего, год от следующего за ним года». (цитата)
О том, что мешает креативности, а что, напротив, помогает ее развивать, и какие существуют способы увеличивать личные творческие ресурсы мозга, можно прочитать вот в этих книгах:
· «Креативный вид» Дэвид Иглмен, Энтони Брандт
· «Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие» Майкл Микалко
· «Креативность. Психология открытий и изобретений» Михай Чиксентмихайи
· «Гениально! Инструменты решения креативных задач» Эдвард де Боно
· «Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и мыслить нестандартно» Эстанислао Бахрах
· «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно» Майкл Микалко
· «Фрикомыслие. Нестандартные подходы к решению проблем» Стивен Левитт, Стивен Дабнер
Посмотреть обложки - о каких книгах идет речь в статье (листаем стрелками вправо-влево)
Если времени на чтение мало, воспользуйтесь инновационным форматом саммари. Это краткое изложение сути #нон-фикшн книг. К примеру, всю нашу подборку вы сможете прочитать за 1 день. (Или прослушать – в нашей библиотеке есть аудиоформаты).
Заходите по ссылке внизу и смотрите, что есть у нас по тэгу «#креативность». Полезного и быстрого чтения!