Найти тему
Ignat Odnosolodov

К (родне) – в гости

– Обними, не стой как истукан!

– Клади больше, кого ты стесняешься!..

– Тебя не кормят? Такой бледный!

– Пей! Это дорогое вино.

– Где ты работаешь? Сколько тебе платят?

– До сих пор не женился?

– Живешь там же – в старой квартире?

– Отдохнуть так никуда и не съездил?

Закон гостеприимства – то, чему обучать не нужно. Это интуитивное знание и навыки. Когда ребенок, совсем маленький ребенок, хочет кому-то сделать приятное, он выкладывает перед гостем свои игрушки, предлагая ему выбрать любую и вообще поступать с ними так, как тому нравится. А вот когда ребенок почему-то не желает быть радушным хозяином, гостю достанутся и вредные гримасы, и раздражение, и обструкция.

Сформулировать закон гостеприимства легко: веди себя так, чтобы гостю было хорошо, – то есть предоставь ему свободу выбора (в пределах разумного), ведь никто, кроме самого человека, не знает наверняка, что для него в данный момент лучше – кофе или чай, вино или виски, много пищи или мало, диалог или монолог, рассказ о своих занятиях и личной жизни или фигура умолчания.

Ребенок это понимает. И взрослые понимают. И если они поступают с гостем иначе, то на это должны быть какие-то причины – осмысленные или скрытые даже от них самих.

Допустим, гость не голоден, или не ест обильно, или пища не вполне его. А ему упорно заглядывают в тарелку, добавляют порцию за порцией, вызывая смущение (неудобно же отказаться) и другие нежелательные эмоции.

Еще – нарушают личные границы, целуя, обнимая, пожимая руки, обращая внимание на особенности одежды, внешности, голоса, добиваются ответов, которые комментируют свысока – сострадательными советами и ужимками. 

Как с этим справляться?

Спросить у себя: зачем я в гостях оказался? У этих людей. Если они – добрые люди, родня, и «агрессивны» непреднамеренно, значит – были уязвлены мной (моим образом жизни, поведением и так далее) в прошлом и теперь компенсируют обиду (травму), демонстрируя, что могут себе позволить и чередование блюд, и сравнение доходов, и конкуренцию перспектив.

Можно, конечно, при любой форме «гостеприимной» агрессии вежливо и непреклонно настаивать на своем: не есть и не пить лишнего и того, что не нравится, иронично уходить от ответов на бестактные вопросы, переводя разговор на отвлеченные темы, лгать, ослабляя хозяина встречными уколами, – если это доставляет удовольствие. И тому подобное искусство единоборств.

Однако все это полумеры. Не лучше ли провести время в действительно приятной компании или в одиночестве?

О главной фантасмагории двадцать первого века читайте здесь.