Врать плохо. Казалось бы, это положение не нуждается к каких-то комментариях, и вряд ли найдется человек, кроме явного социопата, кто не согласится с этим. Однако если речь идет об алкоголе, мы врем почти всегда, причем в официальной среде это стало нормой.
Ну вот представьте, вашу машину останавливает патруль ГИБДД, а на вопрос - употребляли ли вчера - Вы честно рассказываете, что да, вчера открыли бутылку каберне совиньона, поняли, что он тяжеловат, поэтому его отправили в холодильник, а к ужину подошел пино нуар. Правда? - Правда. Но кто так сделает?
Другой пример, на медицинском осмотре психиатр-нарколог интересуется, сколько раз вы употребляли алкоголь в неделю. Вы честно ответите что 4 дня? Пусть речь и шла о сидре, двух бокалах шампанского, потом шашлыки с бутылкой австралийского каберне совиньона на выходных?
На собеседовании седой начальник управления первым вопросом делит весь Мир на белый и черный простым вопросом - Употребляете? - Он знает ответ, ваша задача его просто произнести - Нет, но разве чуть-чуть по праздникам.
В этой странной системе координат наиболее дико смотрятся те, кто действительно не употребляет ни грамма. Ответы на все вопросы известны заранее, но когда человек уточняет, что не пил никогда, не берет в рот ни грамма, вообще не переносит запаха спирта - он выглядит предельно подозрительно. В лучшем случае - Закодированный - подумают о нем.
Так пить плохо или можно? Если можно, то когда?
Вообще наше общество на удивление двулично в данном вопросе. Догмы: алкоголь-яд, пьяная мать не станет отцом, сегодня бутылка пива - завтра ночь в ночлежке - высказываются прямо в глаза, ими изобилуют не только статьи бывших и действующих алкоголиков с справками (есть такая категория блогеров), но и тексты профессиональных наркологов (вот, вот и вот).
Как они пишут (цитата): Сегодня алкоголизм стал настолько незаметен окружающими, что его распространение уже не имеет никаких пределов.
Ну примерно как розовые пони - никто не видит, а мы видим. Приходите в церковь розовых пони (извините, если затронул чувства адептов).
С другой стороны, первые лица государства и даже представители ведущих религиозных организаций не только неоднократно появлялись с бокалами вина в светской хронике, но и выступают бенефициарами алкогольного производства - можно и не перечислять, наверное.
В итоге человеку прививается состояние постоянного чувства вины, в то же время все понимают, что есть те моменты и состояния, когда, наконец, общество не осуждает потребление.
Но наркологи настаивают на том, что сколько бы вы не выпили, вы уже алкаш (чуть выше три статьи про это), и пора лечиться. При этом человеческий организм вырабатывает эндогенный этанол (статья РБК), поэтому даже если вы не пьете алкоголь - то все равно, алкаш - добро пожаловать в клетку.
В пандемию потребление игристых вин выросло на 8%, водки на 0.4% (ссылка Реальное Время) - чем не демонстрация "осознанного потребления"? Но уже авторы пишут, что среди них как-то много заливать за воротник стали молодежь и средний класс больших городов (цитата из статьи МосквичМаг), демонстрируя крайнюю степень пренебрежения к тем, кто эти цифры обеспечил.
Правда, китайские ученые открыли, что те, кто пил вино, все-таки, на 17% меньше болели ковидом, чем те кто не пил вообще. Но это всего лишь каждый шестой, да и модель ковида они исследовали еще только первой волны (ссылка на статью - англ).
Всем ли бояться?
Советская наркология, а по моим наблюдениям, другой у нас нет, говорит о том, что осознанное умеренное потребление - миф. Даже 3-градусный сидр под яблоней - это слабонаклонная горочка до ночевок на теплотрассе. Человек слаб, и он все равно с сидра перейдет на пиво, с пива на настойки, с них на бальзамы, потом на водку в бальзаме, на бальзам в водке, на водку без бальзама, на боярышник, на технический спирт. Дальше всё ☠️.
Да, кстати, по закону о рекламе в публикациях разрешено писать только о вреде алкоголя. Иное является нарушением федерального законодательства.
Если же мы обратимся к иностранным публикациям, то выясним, что не все однозначно. Французов, итальянцев и испанцев с сербами вообще трогать не имеет смысла - они как-то адаптировались под ежедневное потребление 🤪.
В прошлом году вышла статья на НОЖе, где приводится выдержка из книги такого же сомневающегося автора. Приводить целиком я ее не буду (хотя при возможности книгу куплю). Меня зацепила фраза "В Великобритании примерно у 10% пьющих возникает пристрастие к алкоголю". Соответственно, в UK пристрастие к алкоголю не возникает у 90% потребляющих алкоголь? А у нас? Может, действительно горка от легкого сидра для 90% взрослых граждан совсем не горка? Скорее всего так, но советский нарколог в этом никогда не признается. Ты выпил - ты виноват.
Возможно, путь в том, чтобы определять риски для отдельных категорий людей? Ведь, получается, 9 из 10 человек могут без всякого зазрения совести периодически выпивать по бокалу вина, при этом оставаясь среди тех, кому ничего не грозит.
Но дело в том, что исследования на алкоголь, наркотики, а также некоторые другие факторы становятся все менее осуществимыми в виду "особой этической чувствительности" - статья по этике.
Чем плохо?
Плохо тем, что мы сами себе врём. Плохо тем, что профессия нарколог и те заключения, которые делают эти специалисты, вообще не воспринимаются серьезно.
Не исключаю, что эти врачи сталкиваются с самыми яркими случаями, когда уже просто некуда деваться. Но работая с тяжелыми пациентами, они делают выводы, которые проецируют абсолютно на всех людей, тем самым ставя под сомнение положения, что они транслируют.
Еще стоит сказать о том, что когда речь заходит об абсолютном зле алкоголя, то с человека снимается всякая ответственность в принятии решений - человек слаб, он не может себя контролировать, он не может отказаться, алкоголь побеждает (можно подумать, что алкоголь какое-то живое существо, а не просто жидкость, содержащая этанол). Наверное, будь я психологом, я бы ввел понятие алкологический инфантилизм - пьем, и ничего не поделать - хотя рождается он именно в этой критичности подхода.
В итоге любой человек старается обходить эту тему, а тем более избегает консультаций с специалистами, боясь получить емкое клеймо - алкаш.
Так стоит ли врать об алкоголе?
Полиции, конечно, стоит. Они вообще обычно не очень интересуются ответом, они смотрят на реакцию.
Самому себе нет. Есть риски, их надо оценивать. Конечно, хочется принадлежать к 90% тех, у кого не возникает зависимости от алкоголя. Да, иногда выпивается какое-то количество вина, становится веселее, но ты можешь анализировать состояние, сказав самому себе - Веселее уже не будет, а пить дальше можно и чай. В итоге и утро очень доброе, и рад заниматься спортом, да и можно разобрать дегустационные заметки с вечера.
Возникает ли при этом чувство вины? Нет конечно. И это очень хорошее ощущение, когда нет чувства вины.
Следите за проектом, подписывайтесь на канал! Канал о российском Вине.
🍷🍷Цитрон Цюрупинский в телеграм
Чрезмерное потребление чего-угодно может привести к разным последствиям, и вино – не исключение.