Ученые наблюдали, как дикие какаду изготавливают свой собственный набор инструментов—изготавливают эквивалент лома, ножа для колки льда и ложки, чтобы вскрыть один из своих любимых фруктов. Открытие ставит попугаев в один ряд с приматами с точки зрения изготовления инструментов.
Какаду Гоффина (Cacatua goffiniana) настолько умны, что их сравнивают с 3-летними людьми. Но какой 3-летний ребенок сделал свой собственный набор столовых приборов? Ученые наблюдали, как дикие какаду, представители семейства попугайных, мастерят эквивалент лома, ножа для колки льда и ложки, чтобы вскрыть один из своих любимых фруктов. Это первый случай, когда какой—либо вид птиц создавал и использовал набор инструментов в определенном порядке-когнитивно сложное поведение, ранее известное только у людей, шимпанзе и обезьян-капуцинов.
Работа “поддерживает идею о том, что попугаи обладают общим [типом] интеллекта, который позволяет им изобретать творческие решения проблем, с которыми они сталкиваются в природе”, - говорит Алекс Тейлор, биолог, изучающий ворон Новой Каледонии в Университете Окленда. “[Это] делает этот вид одним из наиболее опытных пользователей диких инструментов семейства птичьих”.
Открытие произошло по счастливой случайности, когда эколог-бихевиорист Марк О'Хара работал с дикими, но находящимися в неволе птицами в исследовательском вольере на острове Ямдена в Индонезии. “Я только что отвернулся, а когда оглянулся, одна из птиц делала и использовала инструменты”, - говорит О'Хара из Исследовательского института Мессерли. “Я не мог поверить своим глазам!”
Какаду Гоффина известен как умный и инновационный социальный ученик. В неволе птицы разгадали сложные головоломки и изобрели похожие на ракету инструменты для извлечения предметов. Несколько других птиц, в том числе гиацинтовые ара и новокаледонские вороны, изготавливают и используют инструменты в дикой природе, часто для добычи пищи, но, похоже, ни одна из них не производит набор инструментов.
Для нового исследования О'Хара и его коллеги отправились в дом этого какаду на индонезийских островах Танимбар. Птицы живут высоко в пологе тропического леса, что затрудняет их наблюдение. Ученые потратили почти 900 часов, наблюдая, как кормятся дикие какаду, но не стали свидетелями использования инструментов.
Таким образом, команда отлавливала небольшие стаи по 15 особей за раз и приводила их в свой исследовательский вольер для изучения в течение нескольких месяцев, прежде чем выпустить их на свободу. Своими сильными изогнутыми клювами какаду Гоффина могут питаться многими видами фруктов. Ученые снабдили птиц папайей и молодыми кокосовыми орехами, но попугаи так и не изобрели ни одного средства, помогающего есть эти продукты. “Они были игривыми, подбирали палки и откусывали веточки, - добавляет О'Хара, - но не целенаправленно”.
Затем однажды в июне 2019 года, наблюдая за дикими какаду в лесу, О'Хара заметил фрукты на земле со следами укусов какаду. Члены местной команды идентифицировали яйцевидный плод как плод морского мангового дерева вавай в Танимбарезе. Недавно наступил сезон плодов, и О'Хара дал пригоршню какаду в вольере, чтобы посмотреть, как они отреагируют. Размером с небольшое авокадо и токсичные для человека плоды содержат красноватую мякоть, окружающую твердую ямку, в которой заключены маленькие питательные семена. Добраться до этих семян нелегко, даже для птицы с клювом, похожим на нож.
О'Хара с изумлением наблюдал, как самец какаду откусил кожицу от плода, затем быстро срезал небольшую ветку с дерева внутри вольера и серией быстрых укусов превратил ее толстый обрубок в клиновидный инструмент. Держа плод левой ногой, сидя на правой, он использовал язык, чтобы вставить клин в щель ямы, открывая яму. Затем он превратил занозу в острый узкий инструмент и использовал его, чтобы проткнуть похожую на пергамент внутреннюю оболочку, защищающую семена. Наконец, какаду изготовил третий инструмент из другого куска дерева, укусив его в сплющенную полоску, которую он использовал для высыпания семян (как видно на видео выше), сообщает команда сегодня в журнале Current Biology.
Ученые снабдили стадо готовым запасом плодов, но только два самца изготовили и использовали инструменты—и получили возможность съесть семена. “Если бы у них была генетическая предрасположенность к использованию инструментов, все птицы сделали бы это”, - говорит О'Хара. “Поскольку их делают лишь немногие, более вероятно, что они изобрели их независимо”, - говорит он, и что они учатся этому друг у друга в дикой природе.
Большинство других какаду в этой стае были молодыми птицами, которые с большим любопытством наблюдали за действиями старших птиц. О'Хара предполагает, что они даже играли с инструментами взрослых, но, возможно, были слишком молоды, чтобы самим выполнять эти задачи. “Мы знаем, что они социально учатся друг у друга в неволе”,-добавляет Береника Миодушевская, психолог-сравнитель, которая была соавтором и соавтором исследования, а также работает в Исследовательском институте Мессерли, - “так что, скорее всего, то же самое происходит и в дикой природе”.
Видео с канала Science Magazine на Youtube.