Найти тему
Путешествия, туризм, наука

Топ-6 самых необычных лифтов на Земле

Оглавление

Лифт происходит от английского глагола liftподнимать. Это транспорт для перемещений по вертикали, состоит из кабины, в которой могут быть размещены пассажиры или груз, и механизма, обеспечивающего движение. Перемещается по направляющим при помощи тросов и гидравлики либо электропривода. Относится к наиболее безопасным транспортным системам: техконтроль и безотказность систем практически исключает вероятность аварий. Лифты недоступны во время пожаров – автоматика опускает кабину на первый или цокольный этаж и блокирует управление.

Современные системы для пассажиров могут перемещать до трёх десятков пассажиров со скоростью от 0,3-0,4 метра в секунду, даже до 9 – в случае, если агрегат скоростной. Грузовые перевозят до десяти тонн со средней скоростью чуть больше метра.

Самые старые из сохранившихся лифтов относятся к концу XVII века – такой подъёмник был установлен в покоях Людовика XIV и позволял ему сообщаться с комнатой фаворитки в обход слухов. Промышленная и техническая революция не оставляла этот «транспорт» без внимания. В 1800 он впервые был применён в угольных шахтах, а в 1845 обрёл гидравлику; семью годами позднее был создан безопасный лифт, снабжённый тормозной системой – даже в случае разрыва троса кабина не падала вниз. А массовый пассажирский лифт был создан «Сименсом» в 1880 году.

В Москве и Петербурге первые лифты появились в одно и то же время, в 1901 году; в столице это был доходный дом Парамонова, а москвичи ходили подивиться на новинку в дом номер 17 по Рождественскому бульвару. Оборудование было импортным и дорогостоящим, а производство этих систем в нашей стране было развёрнуто сильно после революции, в тридцатых-сороковых. Особенно актуальным вопрос стал в связи с появлением первых сталинских высоток, для чего пришлось создать трест «Лифтремонт», впоследствии – Мослифт. Сейчас в Москве 130 тысяч лифтов, в Санкт-Петербурге – 81, а всего по стране их чуть больше 450 тысяч.

Искусство инженерной мысли находится на высоте, и некоторые подъёмники представляют собой шедевры искусства или конструкторской мысли. Расскажем вам о нескольких таких.

Элевадор-ди-Санта-Жушта, или Элевадор-ду-Карму

Расположенный в португальской столице лифт считается признанным памятником общенациональной важности. Был построен в 1902 году для того, чтобы облегчить подъём людей с улицы Руа-де-Ору на площадь Ларго-де-Кармо.

Система из двух подъёмников первоначально приводилась в действие паровым механизмом, но в 1930-х была переведена на электрическую тягу. Его общая высота превышает 46 метров, а отделка выполнена в стиле неоготики.

Система изукрашена не только снаружи, но и внутри: зеркальные панели внутри кабинок отделаны ценными сортами дерева и причудливой инкрустацией. И хотя этот подъёмник не самый высокий или шустрый в мире, его точно не следует игнорировать – ведь он необычайно красив.

Эрикссон-Глоб

Стокгольмский форум высотой 85 и диаметром 111 метров – самое большое в мире сооружение подобной формы. Его внешняя сторона снабжена системой из двух гондол «СкайВью» – лифта, который за 20 минут неторопливо поднимает несколько десятков пассажиров к верхней точке здания, с которой открывается обалденный вид на городские просторы.

Лифт Хамметшванд

Самый высокий европейский наружный лифт. Построен аж в 1905 году, но продолжает работать и доныне. Воспользовавшись им, пассажир за минуту преодолевает полторы сотни метров и оказывается на смотровой площадке с лучшим в стране видом на озеро Люцерн.

Скай-Тауэр

Радиовышка в новозеландской столице Окленде — символ города и страны. Его высота – 328 метров, что позволяет занять вполне приличное тринадцатое место в мировом рейтинге башен. Наверху есть смотровая, куда лифт поднимет вас всего за 38 секунд.

Главное при этом – не умереть от страха, потому что кабина полностью прозрачна в части стен и пола: ощущения будут незабываемы. Зато и награда не поддаётся описанию – недаром «Хоббита» и «Властелина Колец» снимали в Новой Зеландии.

Арка Сент-Луиса

Украшающее столицу Миссури сооружение также носит имя «Врата Запада» —это крупнейшее арочное сооружение на Земле высотой более 190 метров. Спроектировал её Зеро Сааринен, умерший за 4 года до окончания стройки. Незадолго до кончины он решил дополнить свой шедевр лифтом. Инженеры отнекивались, потому что обычный лифт нельзя было встроить в кривизну, однако Ричард Бауэр придумал выход из положения, соединив обычный лифт на тросах и кабинки колеса обозрения. Подобная уникальная система, представляющая собой подвешенные на ажурных «ногах» комбинации из восьми вагонеток (каждая по пять человек), доставляет пассажиров наверх и возвращает на грешную землю каждые десять минут.

Эйфелева башня

На трёхсотметровую высоту можно подняться при помощи наклонного лифта. Первоначально все подъёмные устройства тут были гидравлическими, но сейчас исторический механизм сохраняется только в одном – том, что установлен на западной опоре.

Подъём происходит двумя этапами: на второй этаж вас доставит установленный внутри «ноги» лифт, а на смотровую поднимать будут уже на традиционном и современном, совершенно безопасном вертикальном устройстве.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Где живут счастливые американцы, а где — несчастные? Рейтинг американских городов

Красивейшие вокзалы России — достойны отдельного путешествия!

Самые большие небоскребы России, не считая Москвы