Найти тему
Public Transport Travel

Водородное будущее общественного транспорта. Наступит ли?

Оглавление

Завершилась очередная выставка COMTRANS, прошедшая без многочисленного участия иностранных компаний, но с интересными новинками от отечественных производителей. В центре внимания оказались автобусы на водородном топливе. Что о них известно?

Лозунг выставки
Лозунг выставки

Как оно работает?

Водородный транспорт, в нынешнем его виде, можно назвать скорее разновидностью электротранспорта. В движение практически все современные транспортные средства на водороде приводит пресловутый электродвигатель, который получает электричество не от штатных батарей или проводов, а от топливных элементов. По сути, на борту каждого такой машины есть генератор на водороде. В нём заключена и основная проблема таких машин.

Расположение агрегатов внутри автобуса Wrightbus / Фото с официального сайта производителя
Расположение агрегатов внутри автобуса Wrightbus / Фото с официального сайта производителя

Во-первых, водород в текущих реалиях достаточно дорогой в производстве. В перспективе стоимость должна уменьшиться, но вот вопрос, сколько это займёт времени - открытый. Во-вторых, оборудование для таких машин стоит немало, и в России не производится в нужных масштабах, даже для обеспечения парка автобусов. Третий фактор - инфраструктура: водородная заправка в России всего одна, в Черноголовке.

Предполагаемая динамика количества водородных заправок в Германии
Предполагаемая динамика количества водородных заправок в Германии

Главный плюс водородных машин - условно нулевой выброс. Из всех технологий водородные двигатели являются одними из самых экологичных в совокупности.

ЛиАЗ за 100 миллионов и водородная Газель

На выставке были представлены 3 пассажирские машины на водородном топливе. Первый и наиболее громкий в СМИ проект ЛиАЗа (входит в группу ГАЗ). По сути, это то же электробус, но на крыше баллоны и те самые топливные элементы. Автобус также имеет штатные батареи... На всякий случай.

Citimax 12 от ЛиАЗа
Citimax 12 от ЛиАЗа

Внешне, кроме особой окраски, не отличается от стандартного электробуса для Москвы. Внутри немного изменений по цветовым решениям салона, но этот параметр - решение конкретного заказчика.

Салон с оформление под водородную тему
Салон с оформление под водородную тему

Больше всего удивлений вызвала предполагаемая цена данного агрегата - около 100 миллионов для опытной партии и примерно 70 миллионов для серийной машины. "Бумажно" эти цифры не закрепили, а озвучили устно, так что реальная стоимость такого автобуса - вопрос. Но уже точно ясно, что цена будет намного выше электробуса, как на начальном, так и на серийном этапе.

Оборудование на крыше
Оборудование на крыше

О планах испытаний ЛиАЗовской машины пока тоже не ясно. Был представлен демонстратор технологии, и не факт, что ходовой.

Водородная Газель
Водородная Газель

Ещё одной вундервафлей была Газель Сити. Суть машины - всё в том же, топливные элементы и баллоны с водородом. В отличие от автобуса, где основные элементы находятся на крыше, у Газели всё спрятано внутри, поэтому её визуально сложно отличить от обычной версии. Цена вопроса не уточнялась.

Это водоробус

Эта надпись красовалась на детище КАМАЗа. Помимо надписи, на принадлежность к водородным машинам намекали иные фальшборта на крыше.

КАМАЗ - 6290
КАМАЗ - 6290

Внешне вылитый электробус, ибо как и ЛиАЗ, делался на его базе без существенных изменений. Баллоны и часть электрооборудования на крыше.

Новый фальшборт
Новый фальшборт

Внутри стандартный электробусный салон. На месте даже терминалы оплаты проезда, что как бы намекает на испытания в Москве. Автобус уже окрашен в цвет Московского Транспорта и готов выйти на улицы столицы, хотя на выставку добирался понятно дело не своим ходом.

Салон, вид в переднюю часть
Салон, вид в переднюю часть

Дептранс обещал первые машины для пассажиров к 2023 году, если испытания пойдут успешно. Помня, что электробусы начали катать ещё в 2012 году, а в серии оказались они в 2018, сроки могут сдвинутся. Также остаётся вопрос импортных комплектующих, из-за которых закупка водородных машин может сильно задержаться. КАМАЗ вопрос о стоимости оставил без ответа, намекнув, что рано говорить о серийных машинах.

Салон, вид в заднюю часть
Салон, вид в заднюю часть

Также стоит напомнить, что такая техника покупается на условиях контракта жизненного цикла и львиную долю стоимости автобуса может занимать именно обслуживание.

А что у них?

За пределами России уже эксплуатируются машины на топливных элементах. Хороший пример - польские Solaris Urbino 12 (IV) на водороде, которые эксплуатируют в Германии. Их уже успели испытать в Австрии, Франции, Польше, Латвии и Эстонии. В Лондоне успешно работают двухэтажные городские автобусы на водородных элементах. Производитель - Wrightbus, цена за штуку - около 47 млн. руб. Позитивный опыт есть.

Водородная модель от Wrightbus / Фото с официального сайта производителя
Водородная модель от Wrightbus / Фото с официального сайта производителя

Итог

Презентация водородных автобусов - это показатель того, что наши производители начали работать по принципу - "Любой каприз за ваши деньги". То, что сама технология сырая - нет сомнения, а уж про инфраструктуру говорить нечего. Есть ли будущее у автобусов (и не только) на водороде? Вопрос хороший.