Найти тему
Эпонимы и Мы

ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК

Несколько лет тому назад миллионы граждан со всего мира восхищались мистическим триллером "Код да Винчи" Рона Ховарда по одноимённому роману Дэна Брауна. Как раз в этот период особую популярность в социальных сетях получил рисунок того самого да Винчи, который, на самом деле, все и раньше сто раз видели, но вот теперь взглянули на него с особым вниманием. Плохо только, что в сознании масс так и не отложилось его настоящее название - ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК.

ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК. Фото с сайта https://pbs.twimg.com/media/D5jf9X_W4AIxI8c.jpg
ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК. Фото с сайта https://pbs.twimg.com/media/D5jf9X_W4AIxI8c.jpg

То есть Муму Тургенев написал, а памятник Толстому. Какая же связь между этими выдающимися людьми?

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (15 апреля 1452 - 2 мая 1519) Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE_%D0%B4%D0%B0_%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B8
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (15 апреля 1452 - 2 мая 1519) Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE_%D0%B4%D0%B0_%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B8

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (15 апреля 1452 - 2 мая 1519) - итальянский художник, скульптор, архитектор, мыслитель, писатель, изобретатель, музыкант, словом, один из крупнейших представителей искусства Эпохи Возрождения. Одним из тех, кого он глубоко уважал, как своего учителя и предка, был римский архитектор и механик, учёный-энциклопедист Марк Витру́вий Поллио́н ( I век до нашей эры).

 Марк Витру́вий Поллио́н ( I век до нашей эры) Фото с сайта https://picryl.com/media/vitruvius-pollio-marcus-136301
Марк Витру́вий Поллио́н ( I век до нашей эры) Фото с сайта https://picryl.com/media/vitruvius-pollio-marcus-136301

Исследуя труды Витрувия, Леонардо да Винчи заинтересовался одной из десяти книг, посвящённых архитектуре. И обратил внимание на то, как искусно тот проводит параллель между красотой человеческого тела, пропорциями "золотого сечения" и строительными сооружениями.

Вот что писал античный учёный:

Книга третья. Глава первая (целиком).

1. Композиция храмов основана на соразмерности, правила которой должны тщательно соблюдать архитекторы. Она возникает из пропор­ции, которая по-гречески называется avouoyia. Пропорция есть соответ­ствие между членами всего произведения и его целым по отношению к ча­сти, принятой за исходную, на чем и основана всякая соразмерность. Ибо дело в том, что никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет такого же точного чле­нения, как у хорошо сложенного человека.

2. Ведь природа сложила человеческое тело так, что лицо от под­бородка до верхней линии лба и начала корней волос составляет десятую долю тела, так же как и вытянутая кисть от запястья до конца среднего пальца; голова от подбородка до темени — восьмую, и вместе с шеей, на­чиная с ее основания от верха груди до начала корней волос, — шестую, а от середины груди до темени — четвертую. Что до длины самого лица, то расстояние от низа подбородка до низа ноздрей составляет его треть, нос от низа ноздрей до раздела бровей —столько же, и лоб от этого раздела до начала корней волос — тоже треть. Ступня составляет шестую часть длины тела, локтевая часть руки — четверть, и грудь — тоже четверть. У остальных частей есть также своя соразмерность, которую тоже при­нимали в расчет знаменитые древние живописцы и ваятели, и этим достигли великой и бесконечной славы.

3. Подобно этому и части храмов должны, каждая в отдельности, на­ходиться в самой стройной соразмерности и соответствии с общей величиной всего целого. Далее, естественный центр человеческого тела — пупок. Ибо, если положить человека навзничь с распростертыми руками и ногами и приставить ножку циркуля к его пупку, то при описании окружности линия ее коснется пальцев обеих р у к и ног. Точно так же, как из тела может быть получено очертание окружности, из него можно образовать и фигуру квадрата. Ибо если измерить расстояние от подошвы ног до темени и приложить ту же меру к распростертым рукам, то получится одинаковая ширина и длина, так же как на правильных квадрат­ных площадках.

4. Следовательно, если природа сложила человеческое тело так, что его члены по своим пропорциям соответствуют внешнему его очертанию, то древние были, очевидно, вполне правы, установив, что при построй­ках зданий отдельные их члены должны находиться в точной сораз­мерности с общим видом всей фигуры. Поэтому, передав нам во всех своих произведениях надлежащие правила их построения, они сделали это в особенности для храмов богов, так как и достоинства и недостатки этих зданий обычно остаются навеки.

5. Кроме того, за основания мер, явно необходимых при всяких рабо­тах, они взяли также члены тела, как палец, пядь, ступню, локоть, и распределили их по совершенному числу, называемому греками τελεον; а совершенным числом древние установили число десять, ибо оно определяется числом пальцев на руках. А ввиду того, что на обеих руках при­родою создано совершенное число из десяти пальцев, то и Платон считал это число совершенным, потому что десяток образуется из десяти отдельных единиц, называемых у греков μονάδες. Но как только получается один­надцать или двенадцать, то, так как эти числа переходят за пределы де­сятка, они не могут быть совершенными,пока не достигнут второго десятка, ибо отдельные вещи суть части этого числа.

6. Но математики, возражая на это, считают совершенным числом шесть, так как это число имеет деления, соответствующие их счету по шести: один — шестая его доля, два — треть, три — половина, четыре — две трети, или так называемое διμοιρον, пять — пять шестых, или так на­зываемое πεντεμοφον, и совершенное число шесть. На  пути  к удвоению этого числа, прибавление к нему единицы дает εφεχτος; восемь, получающееся прибавлением третьей доли шести, есть целое с третью, или επίτριτος; прибавление половины дает полуторное число — девять, называемое.ημιολιος; при­бавлением двух третей получается десяток, то есть целое и две трети, или επιδιμοιρος; число одиннадцать, для получения которого прибав­ляется пять, есть целое и пять шестых, называемое επιττίμτπος; а двенадцать, слагающееся из двух целых шестерок, называется διπλάσιος.

7. Кроме того, число это признали совершенным потому, что ступня составляет шестую часть роста человека, то есть вышина тела опре­деляется числом шести ступней, и заметили, что локоть состоит из шести пядей, или двадцати четырех пальцев. На основании этого, очевидно, греческие государства установили и свою ходовую монету — драхму, разделив ее, подобно тому, как локоть делится на шесть пядей, на шесть медных монет, соответствующих нашим ассам и называемых обо­лами; и, исходя из деления на пальцы, разделили драхму на двадцать че­тыре четверть-обола, которые одни называют дихальками, другие три-хальками.

8. У нас же с самого начала было принято древнее совершенное чи­сло, и денарий был разделен на десять медных монет, откуда и произо­шло древнее название денарий, удержавшееся и до наших дней. Четвер­тая же часть его, состоящая из двух ассов и одного полуасса, была на­звана сестерцием. Позднее же, когда усмотрели, что оба числа, и шесть и десять, совершенны, то соединили их в одно и получили совершенней­шее число — шестнадцать. Основанием для этого послужила ступня (фут). Ибо, если отнять от локтя две пяди, остается ступня и четыре пяди; в пяди же четыре пальца. Таким образом, в ступне шестнадцать пальцев, и столько же ассов в медном денарии.

9. Итак, если установлено, что счисление основано на человече­ских членах и если существует соответствие между отдельными чле­нами и общим видом всего тела, по отношению к некоторой части, приня­той за исходную, нам остается с уважением отнестись к тем, кто и при постройке храмов бессмертных богов произвели такое членение в своих работах, что и отдельные части и общее целое находятся в надлежащих пропорциях и соразмерности.

Источник - https://cyberpedia.su/16xa218.html

Разумеется, прочтя всё это в 1492 году, Леонардо решил немедленно нарисовать то, что описал Витрувий у себя в дневнике. И первым делом изобразил того самого ВИТРУВИАНСКОГО ЧЕЛОВЕКА.

Правда, как утверждают специалисты, да Винчи остался верен себе, а не своему учителю. Ибо рисунок, на самом деле, не соответствует тексту. То есть пропорции тут не соответствуют тому, о чём писал Витрувий. "Единственное, что объединяет текст Витрувия и рисунок Леонардо да Винчи, это то, что рост «идеального человека» должен быть равен ширине его распростёртых рук, - говорят они. - Такое отношение известно с глубокой древности, в частности, оно является одним из символов братства Дионисийских архитекторов, означающих гармонию Вселенной".

Так или иначе, а мы должны всё равно помнить, кто это всё нарисовал и как сам рисунок называется. Ну, и при чём тут "Кот да Винчи".

Фото с сайта https://sun9-83.userapi.com/impf/2_w99rtz9UCU5zF2LNmcIs_SaW97UcFdtKug_A/W1hUHeJedSY.jpg?size=320x329&quality=96&sign=ae6b5fa07e95e0bc49f1d220e7271444&c_uniq_tag=ZtKO1Sv_Xnresc_Smbgdd07SpgKtiyoPs15ypdBBm3M&type=album
Фото с сайта https://sun9-83.userapi.com/impf/2_w99rtz9UCU5zF2LNmcIs_SaW97UcFdtKug_A/W1hUHeJedSY.jpg?size=320x329&quality=96&sign=ae6b5fa07e95e0bc49f1d220e7271444&c_uniq_tag=ZtKO1Sv_Xnresc_Smbgdd07SpgKtiyoPs15ypdBBm3M&type=album