Уже слышали эту шутку о Пелевине и айфоне? Дескать, каждая новая книга Пелевина – вроде модного гаджета, который обязан, как минимум, купить каждый культурный россиянин. (А как максимум – прочитать ).
Виктор Пелевин – удивительная личность в современной русской литературе. Хипстеры сделали из него культ. Он признан живым классиком. Ну, или, во всяком случае, иконой стиля.
Вероятно, потому, что постмодернизм – излюбленный и основной художественный прием Пелевина – это суть нашей эпохи. А романы-антиутопии – любимый жанр писателя Пелевина – никогда с такой скоростью не воплощались в реальности, как в наше время.
Пелевин «попал» в свое время, как ни один другой автор.
Давайте пробежимся по краткой ретроспективе его творений, чем так хорош его творческий метод?
Вот как говорят об этом критики: «Пелевин художественно анализирует кризисное состояние мира и в игровой форме переосмысляет и переоценивает системы ценностей прошлого». Для читателя это означает, что у Пелевина трудно понять, где в его текстах сатира и юмор, а где – мудрость и философия. Настолько все перемешано.
Сюжеты романов Пелевина опираются на реальность и современность, но обрастают фантастическими образами. Яркий художественный язык изобилует необычными неологизмами (чего стоит «май» в качестве известного ругательства из трех букв, которые использовал автор в своем рассказе «День бульдозериста»). Пелевин откровенно демонстрирует пренебрежение к литературной норме, с легкостью переходя на сниженное, грубо-просторечное или сленговое выражение мыслей.
Ключевыми в текстах Пелевина являются мировоззренческие диалоги, которые ведут самые причудливые персонажи. Это могут быть общеизвестные исторические, мифологические, литературные персонажи, но гротеск автора принципиально меняет классический смысл их образов.
Пелевин считается приверженцем буддизма. Но так ли это на самом деле – неизвестно. Поскольку любые религии, как и идеологии для Пелевина – всего лишь повод для игры, элементы, которыми он ловко жонглирует, чтобы создавать из них свои увлекательные фантасмагории.
Наверное, никакому другому российскому автору не «повезло» так, как Пелевину: он – любимец критиков, лауреат многочисленных литературных наград. По его романам и рассказам (помимо экранизаций романов) снято несколько фильмов:
· «Ничего страшного» (2000)
· «Мизинец Будды» (2015) (по мотивам романа «Чапаев и пустота»)
· «Мухаморы» (2016)
· «Бубен Верхнего Мира» (2017)
Тут можно полистать картинки и почитать подписи (нажимайте стрелочки влево-вправо)
Скорее всего, киношники с удовольствием сняли бы и сериал, но тут, видимо, у Пелевина имеются строгие принципы и он просто не хочет, чтобы, прикрывшись его именем, кто-то снял очередное скучное мыло.
О чем писал и что предсказывал нам этот мастер до сих пор? Вот самые знаковые его романы.
«Чапаев и Пустота» (1996)
Роман-житие о духовном пути главного героя Петра Пустоты, о его восхождении к вершинам эзотерического знания, делающего того, кто его обретет, свободным. Петр и сопровождающие его «духовные проводники», среди которых Чапаев и Анка-пулеметчица, перемещаются во времени, отодвигая свое сознание от исторического периода, в котором они живут и действуют. На всякий случай жизни у них в запасе высокопарная, напыщенная фраза, облекающая незначительное и обыденное в формы трагические и патетические.
«Generation P» (1999)
Роман «сканирует» историю поколения 1990-х, выводя его под грифом «поколение Пепси», или «генерация Виртуальной реальности». По Пелевину, новое поколение вырождается в примитивное общество «оранусов» - гротескных существ без ушей, глаз, носа и ума, состоящих из одной нервной клетки - телевизора. Главный персонаж Вавилен Татарский - типичный «оранус», делающий головокружительную карьеру от заштатного криэйтора «попсовой рекламы» до обожествленного рекламного магната, под руководством которого анимируются компьютерные муляжи российских политиков типа Ельцина и Березовского и программируются все перипетии внутренней политики страны.
В 2011 году роман был экранизирован под тем же названием. В главных ролях засветились Владимир Епифанцев, Сергей Шнуров, Иван Охлобыстин, Рената Литвинова.
«Священная книга оборотня» (2004)
Роман - история любви двух оборотней - Лисы-Алисы и Александра. Лиса-Алиса, от лица которой ведется повествование, - альтер эго самого автора. Она - мастер влияния на бесхвостых обезьян, т.е. людей, и способна с помощью своего хвоста дурачить их, трансформировать восприятие, внушать любые мысли. Ее мастерство гипнотического влияния считается метафорой творчества.
«Ампир В» (2006)
Роман воспитания, в котором молодой москвич, несостоявшийся студент Роман, работающий грузчиком, решил войти в помещение, на котором висело объявление о «реальном шансе оказаться в элите». Рома стал Рамой и обнаружил, что ему предстоит сделаться вампиром. Он знакомится с вампирской историей, формами взаимодействия вампиров с людьми, их законами и целями. Оказывается, вампиров, истинных творцов человека, интересует «баблос»: вещество, которое вырабатывается при активном давлении на человечество с помощью двух обязательных методик: «гламура» и «дискурса». Есть в романе сюжет, соединяющий Раму с Герой - девушкой из вампирического сообщества.
Экранизация вышла в 2020 году.
«Бэтман Аполло»(2013)
Роман-антиутопия, продолжающий «Ампир В». Действие разворачивается в замке Дракулы, где повествователя, наивного вампира Раму, соблазняет Софи, ведущая борьбу против Бэтмана Аполло, властителя мира. За нарушение правил поведения в мире вампиров Рама отправляется на личную встречу с Бэтманом Аполло, после которой принимает существующие правила жизни и становится полноценным членом общества современных вампиров.
И, наконец, самая свежая антиутопия Пелевина вышла 26 августа этого года.
Что представляет собой это произведение?
«Transhumanism inc.» 2021 г.
Это роман в 7 рассказах. Некоторые из них связаны сюжетно, а другие объединяет лишь общий сеттинг – мир будущего, придуманный (или предсказываемый?!) автором.
Тут можно полистать картинки и почитать подписи (нажимайте стрелочки влево-вправо)
Через 300 лет все богатые и знаменитые обрели бессмертие: их мозги хранятся где-то в «банках», а тело они могут использовать любое, потому что тела виртуальны. Это решает многие проблемы, но иногда – создает их… Так, в одном из рассказов супруги решают провести отпуск в телах кошечек… Однако все идет не по плану. В другом рассказе некий помещик, желая вступить в связь с холопкой-хелпером, устанавливает себе специальную «разврат-программу» «Митина любовь». Делает он это не от хорошей жизни, а потому, что в мире будущего воцарился матриархат, что чрезвычайно усложнило для мужчин отношения с прекрасным полом.
Чувствуются отзвуки феминистических сражений современности, не правда ли?
Кто-то в восторге от Пелевина, его шуток и философии.
А кто-то терпеть не может – за то же самое. Дескать, слишком выпендривается этот автор.
А что думаете лично вы?
Больше рецензий и обзоров – в нашем Библиогиде по ссылке.