Найти в Дзене

Наука vs Магия. Часть вторая

Сергей Пронин рассказывает о важном. Ведь и неявленное, то, что не очень подвластно науке, тоже профанируется, заменяется фокусами, публика поедает их под искусственный смех за кадром.

-2

Продолжение.

2.

Андрей то опускал, то вынимал трубочку из стаканчика с латте. Слои молока и кофе медленно смешивались. Краем глаза он замечал вспыхивающую зелёную искорку на экране смартфона. Андрей не любил непрочитанные сообщения, но сегодня все лайки, телеграм-каналы, рабочие электронные письма, запросы в друзья, комменты накрыли его как цунами, и выплывать совершенно не хотелось.

Как можно сходу разгадать секрет фокуса? Трюк готовится неделями, если не месяцами. А у него было сколько? Пятнадцать секунд?

— Ну что, шоумен, как всё прошло?

Андрей поднял глаза. Напротив устраивался Ванька. Со курткой и сумкой он ухитрился занять оставшиеся три стула.

— Вон там вешалка, — кивнул Андрей в сторону выхода.
— Да ладно, — Ванька махнул официанту. — Ну что, наслаждаешься славой?
— Какой славой?! — Гул кофейни на секунду затих. Андрей понизил голос. — Меня идиотом выставили.
— Идиот — это очень востребованный на телевидении образ. Андрюх, ну что ты, ну сядь, я ж пошутил, — Ванька потянулся за меню к соседнему столику. — Ты в инстаграм давно смотрел?
— Дня два назад…
— То есть первые три тысячи подписчиков ты проспал. Или уже пять?

Андрей схватил телефон.

— То есть, ты правда не в курсе?
— Я эти оповещения смахивал просто.
— От подписчиков не отмахиваются. Ты теперь медийное лицо. Пили сториз, попроси прибавку в «Популярной механике». С Новым Годом! Да, и ссылки на статьи в профиль запихни обязательно.
— Да зачем мне инстаграм? Я его завёл и забыл. Косметикой не торгую, книжки красиво не фотографирую.
— Ох, Андрюха. Это ж аудитория. Настоящие живые люди. Говори с ними, расскажи им про свои… я не знаю, расследования. Ну, и котика заведи и с ним сфоткайся.
— Ты серьёзно? Во-первых, у меня аллергия. Во-вторых, я пишу о критическом мышлении и научном методе. Как это совместить-то?
— Ох, Андрюха. Ладно.

Ванька со скрипом развернул свой стул и улыбнулся своему изображению на экране телефона.

— Всем привет, друзья! Встретил тут Андрея Верзина! Вот он! И знаете, что он мне сказал? Он раскроет нам секрет трюка Дмитрия Кравицына в новогоднем эфире «Доброго утра» прямо в эту субботу! До встречи! О, в одну сториз уложился. Так, Дмитрия тэгнул, тебя тэгнул. Может, морковного пирога?

Надо было уйти, как обычно. Ушёл из крупной газеты, как только кто-то пригрозил подать в суд за заурядную статью-расследование о небольшом лесопарке. Перестал снимать фильмы для Дискавери, когда что-то не понравилось каким-то активистам. А из студии не ушёл. И морковный пирог съел под Ванькину болтовню.
Сдаваться поздно. Если сейчас сдаться, то лучше уж всё бросить и устроится школьным учителем математики.
Андрей пришёл домой, включил компьютер и утонул в работе. Он не помнил, когда последний раз так погружался в проект. Просматривал записи передачи, видео с других выступлений Кравицына, перечитывал все его социальные сети. В пятницу ему стало казаться, что он разобрался. Как минимум, разозлился.
Хотите шоу? Будет вам шоу.

3.

Андрею надели петличку и пригласили на знакомый диван.

— Оказывается, это очень простой трюк, — Андрей глядел то на ведущего, то на камеру.
— Андрей, я не люблю слово трюк, — перебил Кравицын. — Я называю это «демонстрация».
— Хорошо. — Андрей сделал паузу, перебирая в уме подготовленные аргументы. — Во-первых, зрители в эту студию приглашаются через социальные сети. Среди тех, кто лайкал и комментировал посты о записях на съёмку, я отыскал аж двадцать человек, которые писали, что собираются на телевидение. Затем вы выбрали конкретного человека, Валентину Фёдоровну. Всё, что вы о ней рассказали, она сама упоминала своём фейсбуке. Вам даже не нужно было знать её в лицо. Вы предложили мне совершить пересадить зрителей, но это неважно. И номер я мог назвать любой. Кто-то из техников передачи просто записал и налепил нужный номер на нужное кресло, поверх обычного, пока вы отвлекали внимание. У всех были номера от единицы до 150, а у Валентины Фёдоровны оказался именно тот, что я назвал. Почитали её ленту накануне и пересказали в камеру. Вот и всё.
— Браво, — с улыбкой сказал Кравицын.
— Так, что… Это правильно? — у ведущего загорелись глаза.
— Правда.

Андрей почувствовал, что у него горит лицо.

— Конечно, правда, — продолжал Кравицын, — Правда, что Андрей предложил прекрасную версию. Можете в неё верить.
— И… всё?
— Да, — Кравицын посмотрел ведущему в глаза, — впрочем… Впрочем, я попробую вам помочь, Андрей. Я чувствую, что вы можете открыть свой разум. Я повторю демонстрацию. Прямо сейчас. Вы правы, эта мишура с номерами мест и пересаживанием ни к чему. Мне нужно десять минут на концентрацию, а после этого вы выберете любого человека из аудитории, а я о нём расскажу. И тогда вам придётся признать, что есть вещи, которые просто невозможно рационально объяснить. Идёт?

У Андрея закружилась голова. Ведущий бодро объявил рекламную паузу, а Кравицын отошёл куда-то к фальшстене и повернулся к студии лицом.

Что же он может сейчас сделать? Зрителей не так много… Неужели он знает всех? Но в студии довольно темно, сколько же надо запомнить лиц?

— Ну что, Андрей! — Ведущий смотрел как будто поверх его головы. — Готовы? Через минутку закончится рекламная пауза, и мы продолжим!

Кравицын сел на место, в студии вспыхнул свет, зрители зааплодировали по команде. Ведущий что-то сказал, и все повернулись к Андрею. Как же выбрать? Он махнул рукой куда-то в сторону зрителей.

— Я хочу, чтобы всё было честно, Андрей. Выберете конкретного зрителя, — с улыбкой покачал головой Кравицын.

Все в каких-то разноцветных колпачках, мишуре. Новый Год. Андрей ткнул пальцем в какого-то мужчину в третьем ряду.

«Здравствуйте, Виталий Евгеньевич! С прошедшим днём рождения! Каково это, родиться 30 декабря? А дочка приехала из Турции навестить? Отлично! С наступающим, Виталий Евгеньевич!»

Грохот овации. Фонограмма, что ли?

— Андрей, теперь у вас есть десять минут! — Ведущий повернулся к другой камере. — А я напоминаю, что наш голубой огонёк начнётся уже в 22:00. Вот небольшой анонс.
— Не переживайте, Андрей. Каждый должен столкнуться с границей своих знаний, —Кравицын наклонился к Андрею, слегка щурясь. — Это колоссальные возможности для роста. Отбросьте свои иллюзии о всезнании и начните учиться.
— При чём здесь иллюзии? Вы хотите, чтобы я вам поверил? Давайте поставим научный эксперимент.
— Ну да… А в науку вы верите, — Кравицын больше не улыбался. Он закинул ногу на ногу и положил руку на спинку дивана. — Верите точно так же. Или вы повторили каждый научный эксперимент?

Хорошо… Отбросим невероятное, остаётся единственный вывод. Он откуда-то знает всех зрителей. Только как он их различает? А что если…

— Итак! — Ведущий вцепился в карточки с эмблемой передачи. — Андрей, вы готовы? Есть какие-то предположения?
— Я заметил кое-что. Сегодня в студии не так много зрителей, и все приготовились к празднику, надели на шею мишуру, а на головы колпачки разных цветов. Вот эти комбинации вы и запомнили, я думаю, это мнемотехника…
— Андрей, — Кравицын восхищённо качал головой. — Снова прекрасная версия.
— Андрей, тут…, — ведущий что-то искал во внутреннем кармане пиджака. — Вчера на наш адрес пришло письмо от Дмитрия. Адресовано вам.

Андрей взял конверт. Пахнет свежей бумагой и марками. Пришлось с треском рвать.

— Прочтите, Андрей. Письмо короткое, — Кравицын подался вперёд.

Андрей посмотрел на листок из конверта. Два слова.

— Мишура и колпачки…
— Что надо сказать? — улыбнулся Кравицын. — Я знал, что вы именно это и скажете. Я дистанционно внушал вам эту мысль всю неделю.

Андрей смотрел на листок бумаги. Ему казалось, что он слышит своё дыхание. Как перестать дышать, чтобы подумать в тишине? Что это меняет? Он сам раскрывает секрет фокуса.

— Невероятно, — ведущий повернулся к публике.

Снова грохот аплодисментов. Зрители встают, Кравицын кланяется.

— Но это же ничего не значит. Вы знали, что я обращу на них своё внимание! Но это не значит, что вы их не использовали!
— Но как я мог знать, что вы именно это скажете?
— Вы меняете условия эксперимента! Это… нечестно…
— Андрей, Андрей… Нечестно не выполнять обещания, — Кравицын развернулся к аудитории. Теперь аплодируют только зрители в студии.

Андрей положил руку на подлокотник дивана. Прохладный кожзаменитель, гладкий, только у самого изгиба кто-то как будто пытался проковырять дырку.

— Есть вещи, которые я не могу рационально объяснить. — Андрей повернулся к камере. — Прямо сейчас. Но это не значит…
— Конечно, не значит! — бодро подхватил ведущий. — Ведь сегодня наступит Новый Год! Эмоции, встречи с близкими, праздничное настроение, подарки — не всё же зависит и держится на логике. Где-то мы должны доверять чувствам, дарить и принимать радость. С Новым Годом друзья!

Свет приглушили, ведущий сразу стал как будто старше, уронил карточки на пол и выдохнул, запрокинув голову. Кравицын протянул Андрею руку.

— Отличное шоу, Андрей Сергеевич! Вы замечательный партнёр.

Андрей машинально протянул свою в ответ. Крепкая сухая хватка. Кравицын отдал петличку технику, кивнул ведущему и направился ко входу в павильон.

— Дим, через десять минут тогда? — крикнул ему вслед ведущий. Кравицин, не замедляя шага, кивнул. — А вам, Андрей, большое спасибо, что пришли. Надеюсь, ещё поработаем.
— А что через десять минут?
— Ой, что же это я. Вы тоже заходите. Посидим у меня, кофе выпьем, обсудим сотрудничество. Только минут через тридцать, хорошо? Тань! Та-ань! Проводишь Андрея ко мне?

Ведущий вышел из павильона, а Андрей стал распутывать свою петличку. Как всегда. Они просто не дали ему ничего сказать, и зрители ушли либо запутавшись, либо поверив в «чудесную силу» менталиста. Татьяна уже успела подойти и терпеливо ждала.

— Михаил Владимирович прямо сейчас вас ждёт?
— Нет, через полч… — что-то стукнуло ему прямо в висок. Он устал сдаваться. — Да, да прямо сейчас.

Татьяна привела его к нужной двери, и попрощавшись, убежала обратно к лифту.
Телефон завибрировал. Сообщения, уведомления. Ванька спрашивает, как дела, подписчики в инстаграме, ещё какие-то непонятные люди пишут с предложением раскрутки.
Андрей осторожно нажал на ручку двери. Открыто.
Обычный кабинет, похоже из двух комнат, письменный стол с компьютером, запах мужских духов и кофе. Андрей заглянул в раскрытую на столе папку. Анкеты зрителей передачи, к каждой прикреплена фотография, а на фотографию наклеен кусочек цветной мишуры и треугольник цветной бумаги. Колпачок. Ну, конечно!

Его оглушил взрыв хохота.

Дверь в соседнюю комнату скрипнула.

— Я, Миш, папку на столе оставил, персональные данные всё-таки. — Кравицын остановился на пороге.
— Дим, ты чего встал-то? — Ведущий протиснулся спины из-за Кравицына и тоже увидел Андрея.
— Уже полчаса прошло? Я только хотел проводить… Присаживайтесь, Андрей!

Андрей положил руку на папку и достал телефон.

— Дмитрий, Михаил, а можно сделать с вами селфи для инстаграма?
— А, конечно. Давайте на фоне стены? — засуетился ведущий.
— Секунду, но это же не… — начал Кравицын.
— Всем привет, это Андрей Верзин. Начинаю мой первый прямой эфир в инстаграме! Спасибо всем, кто подписался на меня за последнюю неделю! Мы с Михаилом и Дмитрием передаём вам огромный привет! Пора раскрыть карты! Михаил, сколько человек было в аудитории?
— Около сорока, кажется, но…
— А теперь, как и обещал, раскрою секрет фокуса! Здесь в папке, вот её очень хорошо видно фотографии всех зрителей сегодняшней аудитории, на каждую наклеен колпачок и кусочек мишуры! Продюсеры программы заранее подготовили эту папку и передали Дмитрию. Ну и позаботились, чтобы каждый зритель был правильно одет. Кстати, несмотря на то, что тут нет никакого волшебства, требуется долгая тренировка и даже, я бы сказал, талант, чтобы запомнить и удержать в голове такое количество информации. Дмитрий, это называется ассоциативная мнемотехника, да?
— Я не понимаю, о чём вы…
— О, нас уже около двух тысяч в эфире! Друзья, пишите своё мнение о передаче, тэгайте меня, Михаила и Дмитрия. Дмитрий очень талантливый артист, и мне кажется у него большое будущее. А о мнемотехнике будет мой следующий пост, друзья. И ещё один вопрос. Михаил, вы придумали конверт для страховки? Чтобы сделать вид, что вы всё просчитали заранее?
— Нет это… Это был правильный ответ! Не хватило времени в эфире. Мы бы обязательно всё объяснили… — ведущий потёр лоб.
— Ну что ж, вот всё и разъяснилось. Всех с Новым Годом! До следующего эфира! — Андрей опустил телефон.
— Что это за провокация! Объясните, что это вы устроили! — взорвался Кравицын.
— Не всё можно рационально объяснить, Дмитрий. И вам, Михаил, огромное спасибо. Я, наконец, понял, что вы имели в виду. Расслабиться и развлекать зрителей. Начну в Новом Году.

По пути к лифту Андрей достал телефон и начал отвечать на комментарии.

Наука vs Магия. Часть первая

Читать полностью в журнале "Формаслов"

-3