Найти тему
Никита Непряхин

Критическое мышление: почему это главный навык XXI века?

Оглавление
Изображение: Sergey Nivens
Изображение: Sergey Nivens

Мы живем в удивительное время. Никогда еще люди не сталкивались с такой реальностью, которая существует сейчас. Это мир, которым управляют бесконечные информационные потоки. Мир, который меняется каждую секунду. Изменения, инновации, глобализация... Действительность никогда не переосмысливалась так часто и кардинально.

Новая реальность

Чего стоит только одна пандемия коронавируса, когда весь мир оказался в абсолютно новой реальности, к которой никто не был готов. Как мгновенно перестроить все бизнес-процессы и перейти в режим удаленной работы, не совершив ошибки? Какой информации доверять? Поддаваться панике, или считать, что это большое преувеличение, или смиренно сидеть на карантине? Может быть, во всем виноваты вышки5G? Носить маски или нет? Думаю, все из нас сталкивались с такими вопросами, которые иногда действительно всех ставили в тупик.

Изображение: Pete Linforth с сайта Pixabay
Изображение: Pete Linforth с сайта Pixabay

Реальность стала другой не только потому, что каждый день происходят неожиданные события. Дело еще вот в чем. Огромные массивы информации теперь доступны. Интернет стирает границы. Технологии ускоряют процессы. Откровенно говоря, человек эволюционно еще не готов к такому миру. Как маневрировать в этом постоянно ширящемся море информации? Она сваливается на нас, требуя мгновенной реакции и правильных решений. Как быть? Дрейфовать в этом потоке или все-таки самому выбирать свой путь? Если второе, то надо уметь быстро сориентироваться, оценить, найти нужное и отбросить лишнее, правильно переработать и применить полученные сведения.

Для многих из нас очевидно, что нужно заниматься спортом и тренировать свое тело, чтобы поддерживать здоровье и оставаться в форме. Но почему-то далеко не все понимают, что мышление также требует тренировки.

Изображение: vashurok.ru
Изображение: vashurok.ru

Конечно, плыть по течению, следовать общественным установкам, привычкам, догмам и традициям, быть как все, принимать решения «по велению сердца», зависеть от своих эмоций — так жить гораздо проще. Но задайте себе вопрос: надо ли вам это?

Думаю, все прекрасно осознают, что текущая реальность требует от нас нового типа мышления — не линейного и однобокого, а гибкого, рационального, критичного. Без такого мышления мы будем тонуть в океане сомнительной, непроверенной и недостоверной информации; делать поспешные и необоснованные выводы и обобщения; принимать некорректные решения; смотреть на происходящие в мире процессы и явления поверхностно, воспринимать все искаженно, стереотипно, в черно-белых тонах; становиться жертвой изощренных манипулятивных игр других людей.

Такое мышление нового типа и называется критическим. Сам этот термин появился сравнительно недавно. Впервые его использовал теоретик в области образования Джон Дьюи в книге «Как мы мыслим», вышедшей в 1910 году. Но неправильным будет сказать, что само по себе критическое мышление появилось только в начале XX века. Нет, конечно, оно было всегда. И даже человек, который никогда не слышал этот термин, так или иначе использует принципы и приемы критического мышления для осуществления своих когнитивных функций.

Оглянемся назад

Сократ.  Изображение: Di Anastasios71
Сократ. Изображение: Di Anastasios71

Критические установки в мышлении человека существовали издавна. Вспомните Древнюю Грецию — теория аргументации Аристотеля, Сократа и его метод «вопросительного сомнения». В поздней Античности христианская философия сконцентрировалась на анализе и критике языческой философии. В Новом времени вообще невозможно представить развитие философской мысли без критического анализа: Декарт и его метод «методологического сомнения», критическая философия Канта, критический рационализм Карла Поппера...

Список впечатляющий. Но справедливости ради стоит сказать, что критическое мышление на протяжении всей истории человечества было привилегией элит. Философия, риторика и теология, диалектика и софистика — все это своеобразные интеллектуальные «развлечения» не для всех. Не всем было позволено мыслить критично, рассуждать свободно и руководствоваться исключительно логикой. Сами знаете, иногда вообще думать было опасно: могли запросто сжечь на костре, записать в ведьмы или запереть в темнице как самого опасного чернокнижника. В общем, всегда оказывалось гораздо проще и, главное, безопаснее не быть белой вороной, ориентироваться на общественные привычки, догмы, традиции и стереотипы.

Что-то изменилось с тех пор?

Уверен, что да. Давайте посмотрим хотя бы на исследования, которые были проведены в рамках Всемирного экономического форума. Давосские специалисты определили, какие навыки и умения будут востребованы в ближайшем будущем. Приведу вначале список навыков на момент исследования, то есть на 2015 год:

  1. Решение сложных проблем
  2. Коммуникация с людьми
  3. Управление людьми
  4. Критическое мышление
  5. Ведение переговоров
  6. Контроль качества
  7. Клиентоориентированность
  8. Принятие решений
  9. Активное слушание
  10. Креативность

А вот какие навыки, по мнению экспертов, будут самыми востребованными в 2025 году:

  1. Аналитическое мышление и инновации
  2. Активное обучение
  3. Комплексное решение проблем
  4. Критическое мышление
  5. Креативность
  6. Лидерство и социальное влияние
  7. Использование технологий, мониторинг и контроль
  8. Дизайн технологий и программирование
  9. Стрессоустойчивость и гибкость
  10. Умение аргументировать и генерировать идеи

Мы видим, что умение мыслить критически остается в топе главных навыков. А аналитическое мышление, вышедшее на первое место, — неотъемлемая часть критического мышления. Появляется дифференциация, но суть не меняется. Умение работать с информацией — ключевая компетенция будущего. С чем это связано? Все просто. Человечество избавляется от рутинных когнитивных задач, повсеместно идет автоматизация и роботизация. Компьютерные системы сами посчитают зарплаты, сведут дебет с кредитом, систематизируют сведения о клиентах компании, разошлют письма и даже проведут собеседования с помощью онлайн-ботов. Компьютер во многом замещает человека, но пока он не научился главному: автономно мыслить вне прописанных алгоритмов. Возможно, это дело времени. Вот почему креативность взлетела с десятого на пятое место и в списке появилось умение аргументировать и генерировать идеи.

Изображение: Comfreak с сайта Pixabay
Изображение: Comfreak с сайта Pixabay

Минутка футурологии

Давайте попробуем заглянуть еще дальше. Недавнее исследование компании The Boston Consulting Groupговорит о том, что по причине цифровизации от 9 до 50 % всех ныне существующих профессий могут исчезнуть в ближайшее десятилетие! Некоторые профессии, которые будут востребованы в XXI веке, попросту еще не появились. А те, что есть, со временем, конечно, трансформируются. Думаю, все понимают, что человек без гибкости и критичности просто не сможет адаптироваться к происходящим изменениям.

Или давайте возьмем американскую концепцию 4Сs. В 2002 году в Америке было создано Партнерство для изучения навыков XXI века, куда вошли представители Департамента Министерства образования США, Национальной ассоциации образования (NEA), других государственных и некоммерческих организаций и даже нескольких компаний, среди которых Microsoft, Apple, Cisco и Dell. Сообщество провело анализ и выявило четыре ключевых навыка, в первую очередь необходимых для обучения в XXI веке. Думаю, вы догадываетесь, что среди них, конечно, есть критическое мышление. Давайте посмотрим на остальные:

-6

Именно эти ключевые навыки уже интегрируются в США во все образовательные среды. Думаю, примеров важности критического мышления я привел достаточно.

Остался последний и главный вопрос — так что же такое критическое мышление? Что это за тип мышления — настолько актуальный, востребованный и жизненно необходимый? Пришло время разобраться, что же это за зверь такой. Но об этом в следующей статье.

Статья написана Никитой Непряхиным на основе материалов его книги «Анатомия заблуждений. Большая книга по критическому мышлению», издательство «Альпина Паблишер».