Найти тему
TaskBelt

6 редакторских приемов для вычитки текста

Оглавление

Проверяя тексты авторов в TaskBelt, мы замечаем, что большая часть ошибок допускается не по незнанию, а по невнимательности. Текстам не хватает вычитки. Многие поверхностно просматривают текст. А это позволяет заметить лишь грубые ошибки и опечатки, а вот несвязность текста, нарушение логики, согласования членов предложения при беглом просмотре часто пропускаются. Мы решили поделиться с вами некоторыми редакторскими лайфхаками, которые научат вычитывать тексты лучше и быстрее.

1. Снизу вверх

Читайте текст от конца до начала, по одному абзацу. Так вы абстрагируетесь от смысла, а внимание сконцентрируется на фактических ошибках: пунктуация, грамматика, опечатки.

2. Чтение вслух

Старо как мир, но многими игнорируется. Такое чтение помогает убрать длинные замысловатые предложения. Прием прост: если вам приходится делать паузы, чтобы набрать воздуха при чтении одного предложения, значит, оно слишком длинное. Его лучше сократить или разбить на несколько частей.

3. Без сложных терминов

Вычитывая текст, всегда ставьте себя на место целевого пользователя. Не используйте термины и специфическую лексику, не знакомую читателю. Ссылайтесь на понятия, с которыми он сталкивается в повседневной жизни.

4. Без мусора

Пользуйтесь Главредом. Возможно, Ильяхов уже всем надоел, но инструмент у него прекрасный. Начинающим авторам мы рекомендуем каждый текст прогонять через glvrd.ru, чтобы учиться видеть мусор в тексте и быстро изменять предложения. Со временем вы увидите, насколько чище становятся ваши исходники и насколько меньше в них лишнего. Вот несколько примеров бесполезных слов, которые усложняют восприятие текста:

буквально, довольно, достаточно, действительно, очень, сейчас, сегодня, на сегодняшний день, в наше время и т.д.

5. Без воды в лиде

Особое внимание уделите вступительным абзацам. В большинстве случаев они нерелевантны, растянуты и бесполезны. Любой текст лучше начинать с главного — с пробелмы. И избегать общеизвестных фактов, которые хочется ввести фразой:

Всем известно, что…

Если это всем известно, зачем это снова повторять?:)

6. Факты

Когда текст вычитан и не содержит ошибок, переходим к проверке фактов. Особое внимание уделяем цифрам. Потому как именно они привлекают внимание и убеждают читателя. Проверяем каждый факт, указана ли такая информация на сайте или есть ли у вас подтверждающий источник:

  • вам перезвонят за 3-5 минут;
  • доставка за 1 день;
  • 30% покупателей;
  • зарегистрировано 178 458 случаев и т.д.

Если вы используете какой-то факт, указываете статистику, вы должны быть уверены в:

  • наличии этой информации на сайте компании, о которой пишете (ни в коем случае не используйте данные из других источников в отношении продукта или компании заказчика);
  • достоверности выбранного источника.

О том, как работать с источниками, мы рассказывали здесь.

Фух!

Теперь текст готов, он грамотный, логичный и не содержит недостоверной информации!