В XIX столетии рестораны стали популярным местом досуга. Публика ходила в них не только на изысканные завтраки, обеды и ужины с авторскими закусками и напитками — здесь обсуждали новости, заключали сделки, отмечали громкие театральные премьеры. О том, в каких ресторанах кипела дневная и вечерняя жизнь дореволюционной Москвы, — читайте в нашем материале.
Французский повар Транкиль Ярд открыл свой ресторан на углу Кузнецкого Моста и Неглинной улицы в 1826 году. Как писали «Московские ведомости», это была «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликерами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах».
Заведение сразу же стали посещать известные горожане. Александр Пушкин любил заказывать здесь сладкий суп из малины и ревеня. Александр Герцен в мемуарной хронике «Былое и думы» вспоминал:
…Мы отправились обедать к «Яру»… Мы тогда еще были совершенные новички и потому, долго обдумывая, заказали ouka au shampagne (уха на шампанском. — Прим. ред.), бутылку рейнвейна и какой-то крошечной дичи, в силу чего мы встали из-за обеда, ужасно дорогого, совершенно голодные.
В конце 1840-х годов здание перестало вмещать всех желающих, и Транкиль Ярд перевел ресторан в сад «Эрмитаж» на Божедомке, а в 1851 году — уже за город, в одноэтажное деревянное помещение возле Петербургского шоссе (сегодня Ленинградский проспект). В 1871 году новый владелец заведения, Федор Аксенов, устроил при нем сад с каменными гротами, беседками и фонтаном, а для привлечения клиентов завел русский и датский хоры.
В 1896 году «Яр» выкупил ресторатор Алексей Судаков. Он начал сотрудничать со скаковым обществом, и сюда часто приезжала кутить разгоряченная публика ипподрома. Любители похулиганить могли заплатить 120 рублей и вымазать вышколенному официанту лицо горчицей или всего за сотню разбить бутылкой венецианское зеркало. А потом спеть с цыганским хором Ильи Соколова и знаменитыми артистками Олимпиадой Федоровой и Варварой Паниной. В «Яре» бывали Антон Чехов и Александр Куприн, Константин Бальмонт и Валерий Брюсов, Исаак Левитан и Илья Репин, меценат Савва Морозов и даже Григорий Распутин.
В 1910 году здание перестроил в стиле модерн Адольф Эрихсон. Прозвучавшая на открытии песня стала символом разгульной жизни столицы.
Что так грустно… Взять гитару,
И спеть песню про любовь
Иль поехать лучше к «Яру»
Разогреть шампанским кровь…
После революции 1917 года «Яр» закрыли. В 1952 году здание перестроили в стиле сталинский ампир — здесь открылась гостиница «Советская» с одноименным рестораном. Лишь в 1998 году ему вернули прежнее название и восстановили интерьеры начала XX века.
Автор: Татьяна Григорьева