Найти в Дзене

Модели вне нас

Наш мир меняется, когда в него приходят и становятся общепринятыми абсолютно абстрактные понятия (гравитация, к примеру). Мы неизбежно начинаем воспринимать его через призму теории, в которую поверили. Философ и математик Войтех Кольман приходит к следующему заключению: «Как существа рациональные и самонадеянные, мы не только продукты, но и соавторы действительности. Ученые, включая математиков, систематически забывают о такой обусловленности»[962]. Научные теории и модели, объясняющие мир, становятся неотъемлемой частью «реальности». Любая концепция, по существу, представляет собой идеологию (термин «идеология» здесь использован без негативной коннотации). Другими словами, установка любых интерпретационных рамок создает идеологию (совсем не обязательно политическую). Самые успешные идеологии — это те, которые мы принимаем неосознанно, о существовании которых не знаем, а значит, никогда не подумаем в них сомневаться. В мировоззренческом поединке победителем становится идея или идеологи

Наш мир меняется, когда в него приходят и становятся общепринятыми абсолютно абстрактные понятия (гравитация, к примеру). Мы неизбежно начинаем воспринимать его через призму теории, в которую поверили. Философ и математик Войтех Кольман приходит к следующему заключению: «Как существа рациональные и самонадеянные, мы не только продукты, но и соавторы действительности. Ученые, включая математиков, систематически забывают о такой обусловленности»[962]. Научные теории и модели, объясняющие мир, становятся неотъемлемой частью «реальности». Любая концепция, по существу, представляет собой идеологию (термин «идеология» здесь использован без негативной коннотации). Другими словами, установка любых интерпретационных рамок создает идеологию (совсем не обязательно политическую). Самые успешные идеологии — это те, которые мы принимаем неосознанно, о существовании которых не знаем, а значит, никогда не подумаем в них сомневаться. В мировоззренческом поединке победителем становится идея или идеология, укоренившаяся в ментальности так глубоко, что кажется, будто она там была с «незапамятных времен».

В этом смысле мы являемся теми, кто завершает творение, — подобно Адаму в Книге Бытия, получившему задание наименовать животных и тем самым категоризировать мир (по Аристотелю). Без интерпретационных рамок, в которые мы верим (и в создании которых должны участвовать), мир нами не воспринимается. Если исполь962 Kolman V. Filozofie čísla. P. 592. Цитата продолжается: «…и часто выдают за ранее доказанные факты метаутверждения, касающиеся унаследованных, а потому априорных структур».

зовать сравнение, предложенное Витгенштейном, то можно было бы сказать, что и глаз, наблюдающий, но самого себя не видящий, остается частью мира. Этот глаз — интерпретационная рамка, через которую мы смотрим на мир. Как говорил Дэвид Юм, «именно на примере математики видно, что ни в мире, ни в языке ни один факт не может считаться заранее установленным, безусловным или естественным, если мы сначала не определимся с теорией, в соответствии с которой и будем с происшедшим разбираться. А это, кроме всего прочего, означает, что на самом деле все могло быть и по‑другому»[963]. Факт и «объективная реальность» — понятия весьма нечеткие, то есть расплывчатые, неоднозначные и допускающие возможность различных истолкований. И случается так, что экономисты, анализирующие одни и те же данные и одну и ту же статистику, делают совершенно разные выводы.

В науке мы используем имеющиеся рамки (даже зная их недостатки) до того момента, когда нам удается когерентно построить новые, сотворить «новый мир» (его новую интерпретацию), так сказать. Весь белый свет, к примеру, несколько веков «вел» себя в соответствии с законом гравитации. Эта абстракция не имела конкурентов и не вызывала сомнений, так как (на определенном уровне необходимого упрощения) была вполне работоспособной. Мы спросили у реальности, почему предметы падают на землю, и сами ответили термином «гравитация». Нашего ответа (до определенного времени) было достаточно. По словам Гегеля, «кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно»[964].

Подобные закономерности действуют и в экономике. Допущения и гипотезы (здесь надо подчеркнуть, что подавляющее большинство наших начальных предположений остаются невысказанными) де‑факто лишь инструменты, используемые в рассуждениях об окружающем мире и при отслеживании происходящего в нем. Без наблюдателей, сам по себе, он хаотичен. Лишь наша способность мыслить моделями (то есть модели в нас, а не в мире) дает нам возможность смотреть на него разумно. Конструкция (математическая формула, принцип, закон), в соответствии с которой мир себя «ведет», покоится не в нем, а в нас. Именно наши мысли и воображение организуют его согласно теориям и моделям. Любая сложная модель, претендующая на статус мировоззрения (объяснить, как устроен мир и почему именно так), всегда останется лишь условной структурой, точкой зрения, мнением. Любая теория является более или менее полезным вымыслом или, если больше нравится, историей, мифом. Миф, как известно, источник недостоверный (наши допущения нереалистичны), но мы все еще верим, что теория скажет нам что‑то истинное о нас самих и о мире.

Модель обычно является образом чего‑то (модель замка, компьютерная модель регулирования уровня воды, модель Большого взрыва и т. д. и т. п.). Какие модели мы используем для отображения реальности? Мы преобразуем экономику по нашим моделями или создаем модели, отвечающие действительности? Разница между двумя подходами очевидна: реальный замок, реальное 964 Цит. по: Mini P. V. Philosophy and Economics. Р. 40.

водохранилище и/или весь физический мир не подвержены влиянию моделей физической науки, в то время как реальное хозяйство подвержено воздействию экономической науки. Экономическая теория, к примеру, влияет на ожидания индивидуума, а значит, и на его поведение. Это еще одна причина, почему так важен вопрос выбора экономической теории.

Выбери свою веру

Модели an sich (сами по себе, как таковые) ни в чем нас убедить не могут; почти каждое мировоззрение имеет в своем распоряжении легион достаточно функциональных искусственных конструкций. Выбор зависит от того, какие убеждения и образ мыслей являются для индивидуума априорными. Ведь парадигмы, исходные положения, аксиомы, лежащие в основе данных моделей, недоказуемы, и потому человек просто выбирает для себя в наибольшей степени соответствующие (причем как в допущениях, так и в выводах) его представлениям о мире. Наше предпочтение часто бывает совершенно иррациональным и эмоциональным, мы делаем выбор исходя из субъективных симпатий к предпосылкам и предварительным условиям или ожидаемым результатам. То есть модели мы принимаем на вооружение не на основе их соответствия действительности (ни одна из них не реалистична), а если они гармонируют с нашим пониманием вселенной, рифмуются с нашим мироощущением, с тем, во что мы верим или (чаще) хотим верить (разница существенная). Даже позитивные (а значит, описательные) модели в своей основе нормативны. Экономика в этом случае представляет собой исповедуемую нами веру в систему недоказуемых аксиом, а в экстремальной трактовке она становится религией[965].

Модель и притча подчиняются одним и тем же законам жанра. Если в Библии об Иисусе написано, что он «лев от колена Иудина», то этим, очевидно, нам говорят не то, что у него желтая грива, он плотоядный и живет в среднем десять лет. Любая абстракция должна придерживаться своего контекста, своих собственных ограничений, выходить за которые она не имеет права, так как без них становится небезопасной. Абстракция, разложенная на составляющие, абсурдна. Экономическая теория — набор историй, продвинутых сказок для взрослых, рассказанных по‑научному (по‑взрослому), пусть во многом и отличающихся от мифов и легенд (работа с упорядоченными фактами), но все‑таки имеющих с ними много общего (необходимость подключения воображения, динамика изложения, правдоподобность на определенном уровне абстракции и т. д.). Несмотря на то, что для нас в них и скрыта некая истина[966], они по‑прежнему остаются лишь вымыслом.

Ньютоновское понимание гравитации сдало свои позиции теории относительности[967]. То же самое происхо965 В качестве примера мы приводили обожествление экономического роста и научного прогресса, веру в человеческую свободу или божественные способности мифической невидимой руки рынка.

966 Паточка завершает свои рассуждения о мифологических божествах вопросом: «Не является ли это мировоззрение правильным по сути? Не понята ли человеческая жизнь здесь в своей основе? (Паточка Я. Еретические эссе о философии истории. С. 42).

967 «Планк и Эйнштейн стояли у зарождения новой физики… Как только сменились объекты физического мира — на место бильярдных шаров пришел квант, — сменился универсум математических объектов… Мы должны были бы обратить внимание на изменение математического ландшафта, так как именно на его фоне мы, возможно, поймем, каким образом за первые две трети XX века дит со школами в экономике. Кто знает, как экономическая мысль изменится в будущем? Экономисты должны смиренно подходить к реальности. Но такое смирение противоречит стремлению объяснить любое человеческое поведение одним принципом, что мейнстрим зачастую и пытается сделать. Наши искусственные конструкции парят в абстрактном мире, не принимающем во внимание различия в контекстах (культурном, общественном, историческом или религиозном). Из экономики контекст практически полностью исчез. Но можно ли изучать поведение человека, абстрагируясь от окружающей его среды?[968]

Храм из лесов

Если мы так часто говорим о физике, в которой экономика нередко видит образец для подражания, то стоит обратить внимание на основные методологические различия между этими науками. Делая допущения, физика экономика превратилась в математическую дисциплину» (Weintraub R. E. How Economics Became a Mathematical Science. Р. 11).

968 Если мы поэтически скажем о женщине, что «она как цветок», то с научной и технической точек зрения это будет ложь. В действительности женщина и цветок почти ничего общего между собой не имеют: в женщине не происходит фотосинтез, цветы не читают книги и не одеваются. Мы, очевидно, подразумеваем, что она хрупкая. Благодаря чему все понимают, о чем идет речь? Истина, оказывается, не в самом выражении «она как цветок», а в его контексте, окружении, то есть в том, что под этим подразумевается. Аналогично мы могли бы сказать, что научная истина не в самих уравнениях или теоремах, а в контексте, в допущениях, аксиоматической и парадигматической логике, в конструкции модели и во всем, что они не должны (не имеют права!) в себе содержать, другими словами — чем они пренебрегли (трение воздуха). Научная истина или формула имеют смысл лишь в рамках определенного (но не реального) контекста, окружающего модель. А его мы часто упускаем из виду.

исходит из совершенно другой логики: она их ставит как леса, помогающие построить здание, а потом, после того как с помощью искусственно созданных правил и приспособлений храм воздвигнут, леса сносятся. К примеру, измерение времени свободного падения предмета только с учетом высоты, без учета его массы или формы (перышко против камня), было гениальным шагом по направлению к сильно все упростившей абстракции. Если мы действительно хотим докопаться до истины — выяснить, что же быстрее упадет на землю: перышко или камень, — то при реальных расчетах трение воздуха мы учитывать должны. Применяя модель на практике, следует отказаться от упрощения и вернуться на землю. При построении моделей необходимо немного пренебречь реальностью, а применяя эти модели к реальности, наоборот, необходимо отойти от моделей (конец вымыслу, учитывается вся совокупность находящихся вне модели факторов). Мы должны снести леса, чтобы выяснить, что же под ними осталось.

В экономике, однако, от допущений отказаться нельзя даже после завершения строительства — развалится все сооружение. Итак, мы строим храм из лесов, остающийся внутри де‑факто пустым. Что бы случилось с мейнстримом теоретической экономики, если бы мы отказались от предположений, лежащих в основе модели homo oeconomicus? Убрав леса из предварительных условий и наших домыслов, мы сразу же разрушим здание — или окажется, что наш великолепный собор никогда и не существовал, и повторится история о новом платье короля. О лесах (то есть о некоем инструменте, позволяющем нам добраться до верха сооружения) говорит и Витгенштейн: «…Пропозиция конструирует Мир, используя некие строительные подмостки. Поэтому в Пропозиции можно видеть, как обстоит дело с Логикой, если эта Пропозиция истинна. Но можно делать выводы и из ложной Пропозиции»[969]. Речь идет исключительно о лесах, а не о сооружении. Вопрос только в том, как использовать эти подмости. Сами по себе они значения не имеют. Как мы видели в предыдущей главе, Альфред Маршалл, один из отцов современной экономики, требовал, чтобы математика (леса экономики), как только она сделает свое дело, была сожжена.

Однако в экономике часто случается неприятная вещь: модель оказывается построена на нереалистических допущениях, результаты ее непроверяемы или, согласно Попперу, нефальсифицируемы[970] (модель homo oeconomicus, например). Подобный эффект можно часто обнаружить в моделях, выводы из которых де‑факто совпадают с гипотезами (а как же иначе…). Мы выбираем предположения и аксиомы исходя из результатов, к которым хотим прийти.