Найти в Дзене
Блеск и нищета футуризма
Если бы мы действительно могли знать будущее, захотели бы мы его знать? Полюбили бы мы кого‑нибудь, если бы точно знали, что через несколько лет будем его или ее ненавидеть? Разве мы не должны быть благодарны неизвестности за многое из того, что с нами происходит? Вспоминается прекрасная сцена из романа Дугласа Адамса «Автостопом по галактике», когда философы вышли на забастовку, так как гениальный компьютер должен был скоро и однозначно решить проблемы «жизни, Вселенной и всего остального», и мыслители начали бояться, что потеряют работу...
4 года назад
За пределами методологии: таинство вдохновения
Если мы хотим создать новую парадигму, то необходимо, как это сделал Эйнштейн, избавиться от старой конструкции. Новый методический подход требует далеко не только правильного применения методологии. Прежде 969 Витгенштейн Л. Логико‑философский трактат. 4.023. 970 Фальсифицируемость заключается в вопросе: что гипотетически должно было бы случиться, чтобы данная модель (homo oeconomicus) была неприменимой? Какое воображаемое поведение сфальсифицировало бы данную гипотезу? И если такое поведение можно...
4 года назад
Модели вне нас
Наш мир меняется, когда в него приходят и становятся общепринятыми абсолютно абстрактные понятия (гравитация, к примеру). Мы неизбежно начинаем воспринимать его через призму теории, в которую поверили. Философ и математик Войтех Кольман приходит к следующему заключению: «Как существа рациональные и самонадеянные, мы не только продукты, но и соавторы действительности. Ученые, включая математиков, систематически забывают о такой обусловленности»[962]. Научные теории и модели, объясняющие мир, становятся неотъемлемой частью «реальности»...
4 года назад
Трюки эконометрики
Многие экономисты (и существенная часть непрофессиональной общественности) сводят экономику к эконометрике. Но похоже, что предсказания, сделанные на основе экономического (или другого) моделирования, «хорошо» работают, пока реальность (случайно или по стечению обстоятельств) ведет себя в соответствии с моделями, то есть не слишком отклоняется от предыдущих результатов наблюдений, исходя из которых эти модели и были построены. Чрезмерное применение математики, по крайней мере в случае эконометрики, связано с парадоксальной тенденцией скрывать фактическое положение дел...
4 года назад
Поэзией живет на свете человек
Благодаря Декарту математика и механика стали олицетворением разума и, более того, совершенной истины. Наука, сложившаяся на основе операций подсчета, измерения и описания формы объектов, превратилась в язык, который мы просто обязаны использовать, если хотим выразить научную истину, описать модель или принцип. В сегодняшней экономике даже модель общества должна быть соткана из математических нитей. Человек экономический представляет собой модуль, постоянно вычисляющий предельные полезность и затраты,...
4 года назад
Математика в экономике
Несмотря на предупреждения Маршалла, в последние сто лет математизация человеческого поведения только прогрессирует. В 1900 году французский математик Луи Жан‑Батист Альфонс Башелье написал диссертацию о колебаниях цен акций на парижской бирже. Он обнаружил, что результат влияния мелких участников биржевой игры является суммой многих случайных слабо взаимозависимых величин (воздействий), каждая из которых вносит малый вклад относительно общей суммы, и, значит, на выигрыш или проигрыш каждого игрока распространяется закон нормального распределения — кри920 Groenewegen P...
4 года назад
Естественность неестественного
Больше всего о нас и нашем времени может рассказать то, чего мы боимся. И сделает это, возможно, даже лучше, чем наши мечты или то, к чему (как нам кажется) мы стремимся. В предыдущих главах мы занимались иррациональными аттракторами, в данной главе мы сосредоточимся на противоположном полюсе — на том, что нас пугает: на наших страхах. Похоже, что по своей природе мы боимся двух вещей: преобладания в нас звериного естества (слишком живого, спонтанного) и чрезмерной механистичности (слишком безжизненной, равнодушной)...
4 года назад
Нравственность эгоизма: себялюбие — это тоже любовь
Если в заключение вернуться к основным темам данной главы — к невидимой руке рынка и homo oeconomicus, то возникает вопрос, где в пространстве между добром и злом находится определяющий фактор обоих данных понятий — эгоизм. Заслуживает ли себялюбие морального осуждения? Адам Смит, бывший когда‑то тем самым «замко́вым камнем», скрепляющим сегодня такие далекие друг от друга миры экономики и этики, эгоизм в определенной степени оправдывал, но в детальную дискуссию по этому поводу не вступал. И потому...
4 года назад
Социальный дарвинизм, естественный отбор и тавтология
В истории экономической мысли теме неумышленного добра, на которой выросла классическая экономика, было уделено достаточно много внимания. Эгоист‑мясник Адама Смита, будучи homo oeconomicus, стремится к своим собственным целям, а общественное благо появляется как случайный, побочный продукт[859]. Согласно 859 «…Между тем человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них...
4 года назад
Библии экономики: от Смита до Самуэльсона
Адам Смит, а с ним и большинство классических экономистов воспринимали рассматриваемые этикой и экономикой вопросы как тесно связанные между собой. Многие из этих ученых были исследователями нравов (Милль, Бентам, Юм) или священниками (Мальтус). Учитывая контекст, можно сказать, что Адам Смит является не основоположником экономики, а человеком, в работах которого дискуссия на интересующую нас тему достигла своей кульминации. Позже экономисты интерес к этике утратили. Последним классиком экономического мейнстрима, серьезно занимавшимся вопросами этики, был Альфред Маршалл...
4 года назад