Как научить ребенка грамотно распоряжаться временем и успевать все запланированное?
Началась осень, а вместе с ней многочисленные кружки, секции, дополнительные курсы… Да и школьные занятия никто не отменял! Возникает справедливый вопрос: как все успеть? Расскажем о самых простых и интересных системах планирования, которые подойдут даже младшим школьникам.
Чек-лист для обучения
Человеческий мозг устроен таким образом, что одновременно в краткосрочной памяти может хранить 3-4 блока информации. Но современным школьникам необходимо запоминать и держать в голове гораздо больше. Поэтому многие дела просто забываются. Чтобы все самое важное оставалось на виду, можно использовать чек-листы. На месяц, на неделю или на день — зависит от возраста ребенка, его загруженности и целей.
Однако лучше не записывать слишком много дел в список для младших школьников. Также не стоит создавать много списков на разные сферы жизни.
Совет! Полезно разделить дела в чек-листе по приоритетности или выделить самые главные. Для этого можно использовать красивые наклейки или разноцветные карандаши.
Магнитная доска (недельный план)
Магнитная доска — это наглядный список того, что и когда нужно сделать за неделю. Детям очень нравится переставлять магниты и стирать написанное маркером.
Обычно магнитные доски для детей представляют собой шаблон с обозначением дней недели, графой для самых важных дел и набором магнитов в комплекте. Бывают такие доски с расписанием на день.
В начале недели вместе со школьником заполните недельный план. Сразу запишите все зафиксированные события: занятия в детском центре, посещение репетитора, поход в гости.
Далее составьте список важных дел, не привязанных к конкретному времени. Например, прочитать рассказ по учебе, убраться в комнате, купить новые учебники. Найдите для них место в плане.
Совет! Составляйте план так, чтобы трудозатратные занятия были распределены гармонично по дням, а не сконцентрированы в одном месте. Также заранее запланируйте время на отдых.
А вот более сложный вариант «доски» для подростков и школьников старших классов:
SCRUM-доска для школьников
Систему SCRUM разработали в Японии для управления проектами, но ее можно легко адаптировать под подростковые задачи.
Для создания такой системы планирования вам понадобится магнитная или пробковая доска и цветные стикеры. Можно обойтись плотной бумагой или картоном. Изобретательность и творческий подход только приветствуется!
SCRUM-доска состоит из пяти колонок:
- Бэклог — задачи без дедлайна. Они не приоритетны в данный момент, но забывать о них не стоит.
- Надо — колонка с конкретными задачами на неделю.
- Делать — это задания на день (меняются ежедневно). Они «приходят» из колонки «Надо», а иногда и из колонки «Бэклог».
- Проверка — сюда попадают завершенные дела из колонки «Делать». Это важный пункт, который учит детей проверять выполненную работу перед сдачей.
- Готово — стикеры в эту колонку перемещает родитель, когда видит, что ребенок действительно справился с заданием.
SCRUM-доску лучше повесить на видном месте и обсуждать с ребенком выполненные задания каждый вечер. Что получилось, а что было отправлено на доработку? Почему так вышло? Это учит школьника не только бездумно выполнять задание, но и анализировать собственные действия.
Матрица Эйзенхауэра
Этот метод научит детей расставлять приоритеты и отсортировывать важное от второстепенного.
Матрица Эйзенхауэра — это таблица, состоящая из четырех ячеек:
- Верхняя левая (А) — важные и срочные дела
- Верхняя правая (B) — важные, но несрочные
- Нижняя левая (C) — неважные, но срочные
- Нижняя правая (D) — неважные и несрочные
Суть метода в том, чтобы научиться не допускать дел с «горящим дедлайном» (ячейка А). Например, срочную пересдачу зачета перед каникулами. В идеале в этом квадрате должно быть минимальное количество пунктов.
Основные задания будут сосредоточены во втором квадрате (В): важные, но несрочные. Это то, что приближает к цели и составляется основную деятельность подростка.
Неважные, но срочные (ячейка С) — это дела, которые отвлекают от основной деятельности. В бизнесе это то, что руководитель стремиться делигировать. Можно обсудить с ребенком, что именно от отнес к этой категории и почему. Что изменится, если не выполнить какое-то из этих дел? Можно ли убрать их совсем?
Ячейка D содержит наименее приоритетные цели. Важно обсудить, что за пункты попали в эту ячейку. Например, если это отдых (прогулка с друзьями, чтение любимой книги), то почему ребенок посчитал его неважным?
Научить ребенка правильно распоряжаться своим временем крайне важно в современных условиях. Этот навык обязательно пригодится ему во профессиональном развитии в будущем.
Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Впереди много интересного!