Картины из бересты. Для мня всегда ассоциировались с какой-то незыблемой чистотой, непосредственностью, и излучали свет.
Осталось странное представление, как художник в свитере, обязательно в свитере сидит в лесу, непременно в лесу, глубоко в лесу, и уединившись от всех создает шедевр на бересте. Потом я узнал, что за этим стоит процесс нежной, аккуратной подготовки коры для нанесения изображений. Потом пришло наслаждение пейзажем на картине, но! Одна мысль, как в яблоке червяк, не давала мне покоя. Это что же? Дерево погибло?
Выяснил, нет. Слава Богу! Бересту снимают осторожно, лентой и пластами, если глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, если не повреждены следующие слои коры, то лет через десять кора восстанавливается и будет такой же нарядной. Также мастера знают, что заготовка бересты осуществляется в конце мая – начале июня, когда береста легко отстает от остальной коры.
Честно говоря, только после этого я смог посмотреть на берестяное искусство чистым и не тревожным взглядом.
Скажу сразу, встретил немало таких приукрашенных "салонных" пейзажей, – их я не люблю.
А потому выбрал работы художников, говорящих в искусстве правду, создающих уникальные пейзажи, каких не увидишь на холсте.
Но как высказать то, что рождается в душе? Да так, чтоб слова не помешали вникнуть в это искусство. Впрочем, судить вам.
1. Сергей Сурин – мастер работает в селе Махоново Липецкой области
Будто шел по лесу, прислонился к березе, и на ней высветилось это чудное изображение. Вон видите, по кромке картины нетронутый след бересты. Морозец-то стоит, ого-го! Пруд скован льдом навеки. Лодки в гавани. Лишь избам хорошо - у них есть хозяева и печи.
Мы по колено в снегу, но подойдем поближе.
Здесь от мороза скованы ели, снег покрылся коркой, воздух стал колким, да таким, что дымок пробирается высоко-высоко. Градусов минус сорок, не выше, аж солнце побелело... Да что говорить, величие и покой! Покой и величие!
Наверное, берёзка, что подарила вдохновение, была пушистой, росла в низменном месте, рядом с водой, — тогда береста ровная с прекрасным рисунком.
У Сергея Ивановича Сурина темперная живопись на бересте. А история создания темперы, говорят, тянется еще с Древнего Египта. А живет мастер в селе Махоново Липецкой области.
2. Сергей Зинин – родом из посёлка Чистоозёрное Новосибирской области
Старый храм. Проложен путь. Не забудь еще поклониться старой березе на пути. Идешь молиться, да сдержать бы слезы. Как бы не вышло так, что Бога встретишь на пути – Природа будто подсказывает, такое у нее настроение.
В старину хорошее было слово означающее что-то, происходящее еще раз
– "вдругорядь". По протоптанной стежке вышел вдругорядь к деревне, – в точности на старую березу, – она то все прихорашивается, хотя года берут свое. Снег осел, подмяк, вроде оттепель намечается.
3. Виктор Иванов – родом из Калуги. Живет в Тарусе
Вечер. Зимовщики затапливают печи. Протопить надо, чтоб на всю ночь тепла хватило, чтоб Морозко не пробрался. На улице лишь сосед с сеном. Успел из леса засветло.
Думаю, здесь крепкая и плотная береста, а значит, берёза растет на сухой и каменистой почве, иначе, ежели береза будет с болота или торфяника, то ничего не выйдет – кора окажется неровной, ломкой, да с сучками.
Если быть Рождественской ночи в этой деревне – то не иначе как вот такой – с высоким снегом, яркими огнями и сверкающим льдом.
Три разных таланта в живописи на бересте. Каждый по-своему выражает свою неизмеримую любовь к пейзажу, лесу, деревне, и Ее Величеству - Бересте.
У Сурина все величественно и торжественно, у Зинина – душевно и грустно, у Иванова – сказочно.
Но это сугубо мое впечатление, наверняка у зрителя могут возникнуть другие ощущения, сомнения, вопросы.
Вот что поэт Булат Окуджава пишет о бересте...
Что есть полоски бересты...
Что есть полоски бересты,
разбросанные перед нами?
Они - как чистые листы,
украшенные письменами.
Из тех рисунков и значков
к нам, в нашу жизнь, под наши своды
врывается из тьмы веков
исповедальный крик природы.
Непраздным опытом полна,
она тот крик в листы заносит,
и что-то все твердит она:
предупреждает или просит?
А еще поэт Юлия Адамчик пишет:
Я ещё и не то наплету –
Можно выдать с три короба лжи,
Но у совести колки ножи –
Не хочу осквернять бересту.
И вот что понял я, – береста, конечно, не простой материал, на ней не соврешь. Если работаешь с ней, то честно, и если береза погибла, то картина не выйдет. Вот в этом удивительное свойство "берестяного искусства". Еще с 15 века.
#живопись на бересте
#искусство
#художники
#природа
#творчество