Найти в Дзене
Репетитор IT mentor

Почему критиков, нытиков и пессимистов в разы больше

Оглавление

Оптимизм звучит как маркетинговый ход. Пессимизм звучит так, будто кто-то пытается вам помочь. Скажите кому-нибудь, что все будет замечательно, и к вам отнесутся со скептицизмом или вообще отмахнутся. Скажите человеку, что ему угрожает опасность, и вы безраздельно завладеете его вниманием. ©Морган Хаузел

Что делает нас такими восприимчивыми к проблемам и неудачам? Почему мы не верим в успех какого-то дела? Понятное дело, что начитавшись только историй успешного успеха, вряд ли получится развить критическое мышление и трезво оценивать любую сложную ситуацию или задачу, представленную перед вами. И всё же, почему страх потерпеть неудачу настолько велик, что мы прислушиваемся к нему куда больше?

Организмы, для которых угрозы более актуальны, чем возможности, имеют больше шансов выжить и размножиться.
© Даниэль Канеман

В мире сложных задач и долгосрочных планов эти пещерные примитивные инстинкты, основанные на необоснованном страхе, мешают нам обучаться новому, решать трудные задачи, достигать успеха, запускать новые проекты. Осторожный оптимизм + знания увеличивают наши шансы на положительный результат.

«Только пессимизм звучит глубокомысленно. Оптимизм же звучит несерьёзно» ©Морган Хаузел

«По непонятным мне причинам, людям нравится слушать, что мир катится в адскую бездну», — сказала недавно историк, Дейдра Макклоски, изданию New York Times.

С этим сложно поспорить. Несмотря на то, что для многих в основном всё разрешается хорошо, пессимизм не только более распространён, чем оптимизм, он также звучит умнее. Пессимисты подкупают интеллектуальностью и привлекают больше внимания, чем оптимисты, которые выглядят рассеянными простофилями.

И так было всегда. Британский философ, политический деятель и экономист, Джон Стюарт Милль, написал 150 лет назад: «Я заметил, что почитается за мудреца большим количеством людей не тот человек, который надеется, когда другие отчаиваются, а тот, кто отчаивается, когда другие надеются».

Мэтт Ридли в своей книге «Рациональный оптимизм»: «Если вы скажете, что мир изменился к лучшему, то вас, возможно, назовут наивным и невнимательным. Если вы скажете, что мир продолжит меняться к лучшему, то вас сочтут сумасшедшим до безобразия. Но если вы, наоборот, скажете, что катастрофа неминуема, то вас может ожидать премия Мак-Артура за гениальность или даже Нобелевская премия».

В сфере инвестирования, маклер, играющий на повышение (его еще называют «бык»), воспринимается как азартный болельщик, в то время как маклер, играющий на понижение («медведь»), воспринимается, как человек с острым умом, который в курсе всех событий (несмотря на повышение индекса S&P 500 в 18000 раз за последнее столетие). Профессора Уортонской школы бизнеса, Джереми Сигела, часто упрекают за то, что он неисправимый «бык», слепо болеющий за повышение рынка каждый раз, когда появляется на экране. Но он так себя вёл с начала 1980-х, периода, за который рынок вырос в цене в 40 раз. Увы, мало кого заботят прошлые результаты, когда кто-то предупреждает о следующей Великой Депрессии.

Подобное наблюдается и за пределами сферы инвестирования. Профессор Гарвардского университета, Тереза Амабайл, отмечает, что негативные отзывы к книге рассматриваются как более умные и компетентные, по сравнению с положительными. «Только пессимизм звучит глубокомысленно. Оптимизм же звучит несерьёзно», — пишет она.

С пессимизмом явно больше поставлено на карту. Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию за доказательство того, что люди сильнее реагируют на проигрыш, чем на победу. Это эволюционный защитный механизм: «Организмы, в приоритете у которых опасения, а не возможности, имеют больше шансов на выживание и репродукцию», — написал Канеман.

Вот несколько других причин, по которым пессимизм привлекает больше внимания:

1. Кажется, что оптимизм не замечает риски, поэтому пессимизм по умолчанию звучит умнее


Но это неверное представление об оптимистах. Большинство оптимистов скажут вам, что дела пойдут плохо, что нас ждёт спад, понижение рынка, войны, паника и эпидемии. Но они останутся оптимистично настроенными, потому что у них есть портфолио, карьера и готовность терпеть эти тенденции на понижение. Для пессимиста плохое событие — конец истории, а для оптимиста — это скучная глава в отличной в остальном книге. Разница между оптимистами и пессимистами часто сводится к выносливости и временным рамкам.

2. Пессимизм указывает на то, что не всё идёт в правильном направлении, и это помогает бороться с личными недостатками, которые есть у каждого


С миром и беда не убыток, как говорится. Осознание того, что причиной наших личных проблем может быть то, что нам неподвластно — утешающая мысль, поэтому она нас привлекает.

3. Пессимизм требует действий, тогда как оптимизм предлагает следовать прежним курсом


Пессимизм кричит: «ПРОДАВАЙ, БЕГИ, СПЕШИ!», и это привлекает ваше внимание, потому что призывает к незамедлительным действиям. Вы не станете читать такую статью позже или по диагонали, потому что не хотите пострадать. Оптимизм же говорит: «Не волнуйся, следуй прежним курсом, всё у нас будет хорошо», и это легче игнорировать, потому что это не призывает к чему-либо. Но в некотором роде грамотное выжидание в нужной ситуации - может принести выгоду.

4. Оптимизм звучит как реклама, в то время как пессимизм звучит так, будто кто-то пытается вам помочь

И часто это правда. Но в целом, во многих случаях, оптимизм — правильная установка, а пессимизм может быть той ещё рекламой, особенно в таких эмоциональных вопросах как деньги и политика.

5. Пессимисты делают выводы о сложившихся тенденциях без учёта адаптационных возможностей рынка

Это важно, потому что пессимистические взгляды часто возникают на основе рационального анализа, так что их предупреждения настолько же разумны, насколько и пугающи.

В 2008 эколог Лестер Браун писал: «К 2030 году Китаю потребуется 98 миллионов баррелей нефти в день. Мир сейчас производит 85 миллионов баррелей в день и никогда не сможет производить больше. Вот вам и мировые запасы нефти».

Он прав, по такому сценарию нефть у нас кончится. Но рынки не так работают. Дефицит поднял цены на нефть, высокие цены в свою очередь простимулировали производителей придумывать новые методы бурения, и сейчас мы имеем больше нефти, чем можем использовать. Мировое производство нефти в прошлом году составило 96 миллионов баррелей — уже гораздо больше, чем то, что он считал пределом. Непринятие в расчёт способности рынков к адаптации является причиной краха большинства пессимистичных прогнозов.

Стоит ли прислушиваться к пессимистам? Конечно, стоит. Они лучше, чем кто-либо указывают на то, что неустойчиво, а значит, скоро изменится, и значит, есть повод для оптимизма.

Стоит ли НЕ прислушиваться к пессимистам? Да, стоит игнорировать их мнение. Потому что в половине случаев пессимисты не являются экспертами в каком-то вопросе. В половине случаев они являются нытиками-критиками, у которых всё плохо, всё неправильно, все новые идеи - бред, все неправы, худшего сценария не избежать и т.п. Поэтому чаще всего это похоже на оправдания своего бездействия. Впрочем, также как и беспечный оптимизм.

Золотая середина находится в том, чтобы аккуратно балансировать между положительными прогнозами, текущей реальностью, худшими опасениями. И всегда быть готовым плохому развитию, однако не заострять на этом внимания, чтобы сохранить своё стабильное психологическое состояние.

А как вы относитесь к оптимизму и пессимизму? Какая концепция больше всего помогает вам в жизни? Будет здорово, если у кого-то найдется парочка интересных и мотивирующих историй, которые вы можете написать в комментариях.

Если Вам нужен репетитор по физике, математике или информатике/программированию, Вы можете написать мне или в мою группу Репетитор IT mentor в VK

Библиотека с книгами для физиков, математиков и программистов
Репетитор IT mentor в VK
Репетитор IT mentor в Instagram
Репетитор IT mentor в telegram