Теперь у нас машинный [выделено в оригинале] период войны
И. Сталин
Вторая Мировая война, как известно, война моторов. Предложения что-нибудь механизировать сыпались, как из рога изобилия. Например, заменить ручной труд сапёр работой автоматического выбрасывателя гранат.
Автор предложения, старший лейтенант Богословский думал не только о том, как обезвреживать вражеские минные поля. Верный принципу “чем отличается хомяк от крысы? Пиаром!”, он позаботился и о том, как “показать товар лицом”. В отличие от других рацпредложений, написан документ был не в стиле “курица лапой”, а отпечатан на нормальной бумаге с помощью печатной машинки. Предложение снабжено аккуратно нарисованной схемой (красивое!) и, главное, снабжено бронебойным аки фаустпатрон, названием. “Танк “Сеятель смерти”” - значилось на первом его листе.
В чём же суть предложения?
К верхней лобовой детали крепился бронированный магазин, в котором хранились гранаты Ф-1 ака “лимонка” со специальным взрывателем либо толовые шашки. Оттуда они поступали в круглый (для гранат) либо прямоугольный (для шашек) ствол, из которого выбрасывались пружиной. Натяжение пружины предполагалось регулировать для изменения дальности, а взводить её с помощью цепи Галля (её в документе отчего-то обзывают “цепью Галия”) от “главной передачи танка или ведущих зубчаток”.
Летящие гранаты или шашки должны были взрываться на высоте 0,5 м от земли для лучшего эффекта. Обеспечивать это должен взрыватель с соответствующей временной задержкой, по сути - пороховая трубка а-ля шрапнель Первой Мировой. Как это планировалось осуществить при дальности метания от 5 м до 20 м - не ясно. Время полёта гранаты на дальность 5 м и 20 м, очевидно, сильно различается, а вот как-либо изменить установку такого взрывателя невозможно.
Зажигать трубку гранаты предполагалось во время вылета её из ствола с помощью самозажигающейся жидкостью КС, подаваемой из баллона. Вообразите картину! На минное поле, не снижая скорости, несётся танк, плюётся огнём и кидается гранатами. Чистый “Безумный Макс!”
Впрочем, не стоит думать, что автор изобретения был городским сумасшедшим. Хоть идея и появилась у него, на втором году войны, он успевал почитывать военную литературу. Обосновывая эффективность разминирования с помощью подрывов, он ссылается на статью из Военно-инженерного журнала за 1942 год.
Видимо, он сам понимал малореальность конструкции и потому тут же предлагал альтернативные контактные варианты взрывателей или вообще замену гранат на боеприпасы для ротных или батальонных миномётов.
Так или иначе, хотя документом заинтересовались (резолюция гласит, что до 11 февраля 1943 года надо предоставить заключение), никаких подобных агрегатов сделано не было. Добиваться сводок с фронтов типа “Войска 2-го Украинского фронта, в результате стремительного наступления танковых соединений, конницы и пехоты, разгромили группировку противника южнее Яссы и 24 августа овладели стратегически важными опорными пунктами обороны противника…” приходилось более привычными средствами. И, конечно, с немалым вкладом сапёров.
Автор - Никита Баринов