Найти в Дзене
Авиахаб

Легко ли перевезти авиамузей?

Когда авиамузей находится в 5 минутах ходьбы от входа в аэропорт - это, наверное, одна из лучших локаций. И музею полезно, и аэропорту для имиджа приятно. Так оно и было в отношениях между Рижским аэропортом и Рижским музеем авиации имени Цандера десятилетиями. Только вот незадача - в 2019-20гг. аэропорт решил расширяться и строить новые грузовые терминалы, а музей формально находился на территории аэропорта. Весной 2021 года вопрос встал очень остро, в том смысле, что музей в любом случае должен освободить территорию, невзирая на ценность экспонатов, уникальность экспозиции и значение музея для истории авиации в целом.

Этот Ту-134 в современной ливрее "Аэрофлота" был списан в 2008 году и год "отдыхал" в Шереметьево. В 2009 году борт перегнали в Ригу.
Этот Ту-134 в современной ливрее "Аэрофлота" был списан в 2008 году и год "отдыхал" в Шереметьево. В 2009 году борт перегнали в Ригу.

Со стороны руководства музея звучали весьма серьёзные аргументы в пользу невозможности какого-либо переезда своими силами: нужны большие деньги, специалисты и техника, чтобы разобрать самолёты, перевезти и снова собрать на новом месте. Да и кто выделит землю просто так под музей? Нужны ведь гектары.

А этот Ан летал сначала в советском "Аэрофлоте" в советской Риге, а после дележа флота в 1990-е стал латвийским.
А этот Ан летал сначала в советском "Аэрофлоте" в советской Риге, а после дележа флота в 1990-е стал латвийским.

Ситуация весной казалась практически безвыходной. Всё шло к тому, что самолёты могут просто уничтожить - распилить на цветмет - и музею конец.

Не перепутаешь ни с чем Ан-24. Ну если только с Ан-26.
Не перепутаешь ни с чем Ан-24. Ну если только с Ан-26.

Однако, осенью 2021 года вдруг выяснилось, что выход можно найти из даже почти безвыходной ситуации. Общественность об этом узнала, когда начали перевозить самолёты.

В центре кадра МиГ-23. Такие самолёты теперь только в музеях. В 1990-е годы в России было принято политическое решение - уничтожить весь парк однодвигательных лёгких истребителей, перехватчиков, штурмовиков - МиГ-23 и МиГ-27, включая те, что выводились из бывших союзных республик и стран Варшавского договора. Под нож тогда пошли многие тысячи исправных боеспособных самолётов с невыработанным ресурсом, а соотношение по боевым самолётам между Россией и США стало вдруг 1:10 в пользу "партнёров"
В центре кадра МиГ-23. Такие самолёты теперь только в музеях. В 1990-е годы в России было принято политическое решение - уничтожить весь парк однодвигательных лёгких истребителей, перехватчиков, штурмовиков - МиГ-23 и МиГ-27, включая те, что выводились из бывших союзных республик и стран Варшавского договора. Под нож тогда пошли многие тысячи исправных боеспособных самолётов с невыработанным ресурсом, а соотношение по боевым самолётам между Россией и США стало вдруг 1:10 в пользу "партнёров"

Решение заключалось в том, чтобы использовать бесхозную (почти бесхозную) государственную землю, которая находится с противоположной стороны аэропорта. Теперь музей и пассажирский терминал разделены взлётной полосой и периметром лётного поля. По прямой от здания аэропорта до забора музея - от силы метров 600. А вот в объезд в реальной жизни - на машине 15 минут, на автобусе - полчаса почти ехать.

Летающий Ми-2 сейчас можно ещё встретить, но большинство бортов давно уже списаны
Летающий Ми-2 сейчас можно ещё встретить, но большинство бортов давно уже списаны

Плохо это всё или хорошо? Ну да, добираться до музея неудобно стало. Пассажиры аэропорта, которым нужно скоротать как-то время до рейса, теперь в музей не пойдут. С другой стороны, все экспонаты сохранены. И даже сам музей, взяв паузу на переезд, имеет возможность продолжить работу.

Десятки вертолётов и самолётов теперь поменяли место стоянки.
Десятки вертолётов и самолётов теперь поменяли место стоянки.

Технически, как можно догадаться, переезд оказался очень несложным. Временно разобрав часть ограждения аэропорта, все экспонаты с помощью тягачей аэропорта Рига перевезли на другую сторону лётного поля. Техперсонал аэропорта оказывал всю возможную помощь. Не пришлось ничего разбирать и собирать.

Ми-4А - военно-транспортный и десантный вертолёт СССР и стран Варшавского договора в 1960-70гг.
Ми-4А - военно-транспортный и десантный вертолёт СССР и стран Варшавского договора в 1960-70гг.

Были, конечно, некоторые технические проблемы, вроде разорванных покрышек у шасси некоторых самолётов, которые стояли много лет без движения, но это, в общем-то, поправимые мелочи. Хотя... попробуй нынче найти колесо для Як-28 или Л-29.

"Дельфинов" L-29  в музее больше всего. В советское время в Риге каких только военных училищ не было. Авиационные лётные и технические тоже были.
"Дельфинов" L-29 в музее больше всего. В советское время в Риге каких только военных училищ не было. Авиационные лётные и технические тоже были.

Хорошо, что ни государство (Латвия), ни руководство музея не стали делать как на Украине в Полтаве, где тоже есть авиамузей. Украинские "коллеги" на всех советских военных самолётах относительно недавно закрасили красные звёзды и оставили либо просто серые пятна вместо звёзд, либо нарисовали современных украинский "тризуб". На музейных экспонатах... Не было советской авиации на Украине и всё тут!

Л-29 с красной звездой на киле
Л-29 с красной звездой на киле

В ряд, бок о бок, в музее отдыхают после многолетних тренировок с курсантами сразу 4 "Дельфина"

За этим Як-28 виднеются МиГ-25 и Ту-22М
За этим Як-28 виднеются МиГ-25 и Ту-22М

Многие самолёты стоят в музее на новом месте прямо на грунте, поскольку бетонных плит всем не хватило. Но не беда, раньше тоже не все экспонаты стояли на бетоне.

Сейчас, наверное, даже не все сотрудники крупнейшей балтийской авиакомпании airBaltic знают, что когда-то у компании с узнаваемым светло-зеленым фирменным стилем была вот такая визуализация бренда.
Сейчас, наверное, даже не все сотрудники крупнейшей балтийской авиакомпании airBaltic знают, что когда-то у компании с узнаваемым светло-зеленым фирменным стилем была вот такая визуализация бренда.

Глядя на многие экспонаты, конечно, становится немного грустно за их далеко не идеальную сохранность. Однако, надо понимать, что государство не помогает музею материально никак. Хорошо хоть вообще не запретили его деятельность за какое-нибудь "прославление советского прошлого".

Когда-то в Великобритании существовала крупная чартерная авиакомпания Air Britannia. Вероятно, это их трап.
Когда-то в Великобритании существовала крупная чартерная авиакомпания Air Britannia. Вероятно, это их трап.

Можно, конечно, задаться вопросом - а почему Россия не помогает такому музею? Удовлетворительного ответа, видимо, не найти. Крупнейший российский авиамузей в Монино под Москвой регулярно по выходным зовёт на помощь волонтёров, чтобы поддерживать приемлемую сохранность экспонатов - красить, перебирать, смазывать, менять. Государство не помогает в должной мере даже на своей территории своему же крупнейшему авиамузею. И ещё: на нашем канале мы также рассказывали про военный музей в Темрюке (Краснодарский край). Там сохранность экспонатов такая, что автор посчитал правильным дать публикации название "Таким гордиться стыдно, товарищи!".

Так что, в принципе, у авиамузея им. Цандера в Риге дела обстоят отнюдь не плачевно. Экспонаты сохранены, Рижский аэропорт оказал посильную помощь в переезде, а национально озабоченные местные политики своей лапой музея не касаются. Остальное - дело наживное!