Когда авиамузей находится в 5 минутах ходьбы от входа в аэропорт - это, наверное, одна из лучших локаций. И музею полезно, и аэропорту для имиджа приятно. Так оно и было в отношениях между Рижским аэропортом и Рижским музеем авиации имени Цандера десятилетиями. Только вот незадача - в 2019-20гг. аэропорт решил расширяться и строить новые грузовые терминалы, а музей формально находился на территории аэропорта. Весной 2021 года вопрос встал очень остро, в том смысле, что музей в любом случае должен освободить территорию, невзирая на ценность экспонатов, уникальность экспозиции и значение музея для истории авиации в целом.
Со стороны руководства музея звучали весьма серьёзные аргументы в пользу невозможности какого-либо переезда своими силами: нужны большие деньги, специалисты и техника, чтобы разобрать самолёты, перевезти и снова собрать на новом месте. Да и кто выделит землю просто так под музей? Нужны ведь гектары.
Ситуация весной казалась практически безвыходной. Всё шло к тому, что самолёты могут просто уничтожить - распилить на цветмет - и музею конец.
Однако, осенью 2021 года вдруг выяснилось, что выход можно найти из даже почти безвыходной ситуации. Общественность об этом узнала, когда начали перевозить самолёты.
Решение заключалось в том, чтобы использовать бесхозную (почти бесхозную) государственную землю, которая находится с противоположной стороны аэропорта. Теперь музей и пассажирский терминал разделены взлётной полосой и периметром лётного поля. По прямой от здания аэропорта до забора музея - от силы метров 600. А вот в объезд в реальной жизни - на машине 15 минут, на автобусе - полчаса почти ехать.
Плохо это всё или хорошо? Ну да, добираться до музея неудобно стало. Пассажиры аэропорта, которым нужно скоротать как-то время до рейса, теперь в музей не пойдут. С другой стороны, все экспонаты сохранены. И даже сам музей, взяв паузу на переезд, имеет возможность продолжить работу.
Технически, как можно догадаться, переезд оказался очень несложным. Временно разобрав часть ограждения аэропорта, все экспонаты с помощью тягачей аэропорта Рига перевезли на другую сторону лётного поля. Техперсонал аэропорта оказывал всю возможную помощь. Не пришлось ничего разбирать и собирать.
Были, конечно, некоторые технические проблемы, вроде разорванных покрышек у шасси некоторых самолётов, которые стояли много лет без движения, но это, в общем-то, поправимые мелочи. Хотя... попробуй нынче найти колесо для Як-28 или Л-29.
Хорошо, что ни государство (Латвия), ни руководство музея не стали делать как на Украине в Полтаве, где тоже есть авиамузей. Украинские "коллеги" на всех советских военных самолётах относительно недавно закрасили красные звёзды и оставили либо просто серые пятна вместо звёзд, либо нарисовали современных украинский "тризуб". На музейных экспонатах... Не было советской авиации на Украине и всё тут!
В ряд, бок о бок, в музее отдыхают после многолетних тренировок с курсантами сразу 4 "Дельфина"
Многие самолёты стоят в музее на новом месте прямо на грунте, поскольку бетонных плит всем не хватило. Но не беда, раньше тоже не все экспонаты стояли на бетоне.
Глядя на многие экспонаты, конечно, становится немного грустно за их далеко не идеальную сохранность. Однако, надо понимать, что государство не помогает музею материально никак. Хорошо хоть вообще не запретили его деятельность за какое-нибудь "прославление советского прошлого".
Можно, конечно, задаться вопросом - а почему Россия не помогает такому музею? Удовлетворительного ответа, видимо, не найти. Крупнейший российский авиамузей в Монино под Москвой регулярно по выходным зовёт на помощь волонтёров, чтобы поддерживать приемлемую сохранность экспонатов - красить, перебирать, смазывать, менять. Государство не помогает в должной мере даже на своей территории своему же крупнейшему авиамузею. И ещё: на нашем канале мы также рассказывали про военный музей в Темрюке (Краснодарский край). Там сохранность экспонатов такая, что автор посчитал правильным дать публикации название "Таким гордиться стыдно, товарищи!".
Так что, в принципе, у авиамузея им. Цандера в Риге дела обстоят отнюдь не плачевно. Экспонаты сохранены, Рижский аэропорт оказал посильную помощь в переезде, а национально озабоченные местные политики своей лапой музея не касаются. Остальное - дело наживное!