Найти тему
Рыжий Библиотекарь

По ту сторону Врат

Оглавление

Обзор игры

Это лето выдалось особенно жарким, и мне неизбежно захотелось отправиться туда, где холодно, скользко и туманно. Но денег было очень мало, так что я положилась на турагента и не стала спрашивать, где именно находятся эти его «Миры Лавкрафта».

И теперь я понимаю, почему это направление не пользуется популярностью.
Люди здесь недружелюбные и сильно пахнут рыбой. Какой-то странный старик даже посоветовал мне уезжать отсюда. Ко всему прочему, ещё и дверь в номере заклинило.

Но в тумбочке я нашла несколько книг для НРИ, которые помогут мне скоротать время до починки. И почему бы мне заодно не рассказать вам о том, что это за игры?

На той, что потолще, написано: «По ту сторону Врат». С неё и начнем.

Что такое «По ту сторону Врат»?

Сами авторы называют игру «ироничным лавкрафтианским приключением», и, на мой взгляд, это весьма точное описание. Я лишь немного его расширю.

Ирония в данном случае означает, что игра не воспринимает себя слишком серьёзно, и вам тоже не стоит. А лавкрафтианство намекает на присутствие Древних богов, странных церковных общин и леденящего тумана.

Оба эти качества проявляются в книге с первых строк, в описании мира игры. Здесь никто не отрицает существования магии, упыри изнывают от скуки на карантине вместе с обычными людьми, а интервью с королём фэйри — вполне реализуемая журналистская цель. Но тут стоит отметить, что авторы немного поскромничали, ведь в игре, помимо существ из миров Лавкрафта, есть множество других любопытных созданий (например, ши). Так что скучать от однообразия не придётся.

Однако это не просто книга правил с описанием мира. Это готовое приключение с заранее прописанными персонажами. У каждого из них есть конкретная цель, внешность, силы (которые при желании можно подкорректировать) и предыстория, которая объясняет, почему всё это для него важно.

Сюжет

Игра повествует о жителях Аркхема, которые объединились, чтобы открыть Врата Самайна — врата, ведущие в мир кельтских фей, ши. Хоть магия и не чужда этому миру, это всё ещё задача не из простых. А каждому герою нужно что-то, что можно достать лишь по ту сторону Врат. Так что никто из них не может отступить.

Например, мой любимый персонаж — Глен — хочет открыть Врата, чтобы разыскать свою давнюю знакомую. Знакомую, которую он ищет вот уже 20 лет. Видите ли, когда-то давно Глен вместе с коллегами поучаствовал в ритуале призыва феи, и она пришла. И кажется, даже просила их о помощи. Но чары были столь мощными, что никто, кроме Глена, не мог потом вспомнить о ней. И он со своими попытками разыскать фею быстро превратился в глазах общественности в местного безумца.

Судьба Глена растрогала меня и напомнила об одном странном старике, который искал мамонтов. Но уже в совсем другой истории…
Судьба Глена растрогала меня и напомнила об одном странном старике, который искал мамонтов. Но уже в совсем другой истории…

Но не все персонажи игры наделены столь сентиментальными целями — авторы и тут постарались предоставить разнообразие. Так что если история Глена не пришлась вам по душе, то не отчаивайтесь: во «Вратах» вас ждут ещё 4 готовых героя. К тому же цели каждого персонажа можно (и нужно) корректировать в процессе игры.

К слову, об этом самом процессе...

Если вы знакомы с рассказом «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата», то примерно можете представить, что вас ждёт. Каркас «Врат» взят именно оттуда.

Если же говорить чуть подробнее, то вас ждут странствия по причудливым мирам, вербовка чудесатых союзников, персонажи кельтской мифологии, пленённые Старшие боги и, конечно, Чёрный Фараон. Стоит отдельно упомянуть, что искать союзников и путешествовать главным героям предстоит не развлечения ради, а как раз для того, чтобы помочь Королю Самайна одолеть Чёрного Фараона и, как следствие, достичь своих личных целей.

Сказать больше было бы спойлером.

Система

Игра построена на системе «Кадат. Отражение». Суть системы проста:

вы кидаете пул d6, когда сталкиваетесь с неприятностями. Изначальное количество кубиков определяется количеством способностей, которые могут вам помочь в конкретной ситуации. У каждой способности есть 3 ступени. Чем вы лучше владеете способностью, тем ступень выше. Каждая ступень — 1 кубик. Набрав кубики, вы оцениваете сторонние факторы в сцене. Слабости персонажа, препятствия, сопартийцев, готовых помочь, и так далее. В зависимости от них добавляете дополнительные кубики или же, наоборот, убираете их.

Успехом считается 6. Обычно достаточно одной 6, чтобы преуспеть. Но в экстренных ситуациях ведущий может назначить сложность повыше.

Пример. Вы хотите заболтать хранителя оккультной библиотеки, чтобы он не обратил внимания на вашего друга, который собирается украсть книгу.
Допустим, у вас есть «Впечатляющая эрудиция» 1-й ступени и «Харизма оратора» 2-й ступени. Обе способности отлично вписываются в ситуацию. Итого вы кидаете 3 кубика на попытку толкнуть библиотекарю громкую, впечатляющую речь о ценности знаний.

Общее впечатление

При всей ироничности игры в ней очень сильно чувствуется любовь авторов к Говарду «Наше всё» Лавкрафту. Чувствуется она как в прямых цитатах, так и в структуре сюжета игры. Под конец прочтения я даже подумала: «Хотелось бы мне так же сильно любить что-то, как авторы этой игры любят Лавкрафта». Но это я уже потом обсужу со своим психологом. А пока давайте посмотрим на основные плюсы и минусы игры.

+ Готовые персонажи для игроков. Колоритные, понятные, разнообразные. Каждый, кого заинтересовала завязка игры, сможет найти себе что-то по вкусу. Здесь есть и гонзо-журналист, и упырица-супергероиня, и служительница весьма необычной церкви. А самое главное — авторы заранее подумали о том, как удержать их всех вместе. Так что это разнообразие не должно идти во вред игре.

+ Классный, сочный, каноничный Ньярлатотеп. Его отражение в книге показалось мне весьма качественным. Он плетёт интриги, лжёт, сбивает искателей с пути и пленяет Старших богов — иными словами, делает то, что должен.

+ Разнообразие локаций. Я уже упоминала путешествия между мирами. Сейчас самое время сказать о том, что миры эти достаточно сильно отличаются друг от друга. К примеру, устав от современного, почти киберпанкового мегаполиса, в облаках над которым парит другой город, вы можете перескочить в Некрополь, полный курганов, надгробий и склепов.

+ Возможность ближе познакомиться с кельтской мифологией или же, если вы в ней осведомлены, уловить кучу приятных отсылок — игра в этом плане прямо-таки просветительская. Но мифология здесь не просто так: она играет важную роль в сюжете, что порадовало лично меня, так как я не очень люблю, когда гигантские пласты информации приплетаются к истории ради красного словца.

+ Гибкость сюжета. Сюжет игры весьма эластичен. Как мне показалось, его можно легко подстроить под нужды партии. Особенно мне понравилось то, что авторы подготовили разные варианты концовок и развесили ружья, если вдруг компания решит продолжить игру. И даже в случае полного поражения персонажей вы вместо надписи GAME OVER получаете завязку для потенциального сиквела.

- Возможно, слишком узкое направление. Самый очевидный и основной минус. Если вам не интересна мифология Г. Ф. Лавкрафта, если вас не интригует идея путешествий между мирами, если вы хотите серьёзной и мрачной драмы, если вам тяжело будет вжиться в реальность, где упыри спокойно сосуществуют с людьми, то лучше всё-таки присмотрите себе другое развлечение на вечер.

Подводя итоги

Я смело могу порекомендовать «По ту сторону Врат» тем, кто любит миры Лавкрафта, и тем, кто хочет отдохнуть за НРИ.

*****

Автор текста — Алиса Раченко

Рыжий Библиотекарь может быть не согласен с позицией, выбором лексики и подбором аргументов автора, но уважает его свободу.

Статья создана при поддержке попечителей Незримой библиотеки, в том числе Константина Трачука — ведущего паблика «Вторая редакция».

Если вам есть что сказать о настольных ролевых играх, присылайте Библиотекарю свою статью и, если она хороша, заработайте на этом!