Здравствуйте, уважаемые читатели! Начало учебного года по идее должно быть радостным и обнадёживающим, а получается так, что первые сентябрьские дни начались с паники – а вдруг я не напишу так, как хотелось бы, эти «входные контрольные работы».
Учителя предупреждают учеников о возможности получения плохих отметок, а впечатлительные дети (их довольно много) переживают.
И вот уже появились новости о суициде девочки-подростка из Петербурга. Не справившись со школьной проверочной работой, она впала в отчаяние и попыталась покончить с жизнью. К счастью, старшая сестра оказалась дома и вызвала скорую, которая отвезла школьницу в больницу.
Стартовый срез знаний, или входные проверочные работы вообще-то должны проходить спокойно, потому что они для того и существуют, чтобы посмотреть, что дети помнят, а что забыли. И сделать выводы для дальнейшей работы.
Мне, учителю на пенсии, конечно, легко рассуждать. А работающим учителям нужен результат. И я понимаю их, понимаю, что жёсткий учебный ритм столичных школ не оставляет им выбора – надо написать как можно лучше, успешнее, чем в параллельном классе, не хуже, чем в конце прошлого учебного года.
Да, всё правильно, коллеги! Но задача учителя – смягчить стрессовую ситуацию, помочь детям преодолеть тревожность и настроить каждого ребёнка позитивно. И это под силу каждому учителю. И гори они гаром, эти результаты!
Не дело это - учебный год начинать с повышенного тона, крика и угроз. Я не пишу сейчас про всех учителей, а только про тех, кто таким образом собирается повысить результативность в своих классах.
Младшие школьники приходят домой в слезах. Мария Ивановна сказала, что если в диктанте будет два исправления, то это уже ошибка и пятёрки не будет. Ну и пусть не будет пятёрки, если уж такие серьёзные требования у учителей начальной школы, но можно ведь не запугивать детей заранее.
Отбить охоту учиться легче всего. А ведь дети пошли в школу 1 сентября с желанием – подарить цветы учителю, встретиться с одноклассниками, настроиться на учёбу. Почему мой внук с удовольствием идёт на урок английского? Потому что там интересно, и учитель улыбается, да ещё и шутит.
Мы, учителя, прекрасно понимаем, что чаще всего учёба - это не радость и удовольствие, а кропотливый ежедневный труд, который оценивается отметками, не всегда приносящими удовлетворение и ученикам, и родителям, и учителям.
Наверное, неспроста зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науки Максим Зайцев считает, что оценки в начальных классах российских школ следует полностью отменить. По его мнению, это поможет уменьшить психологическую нагрузку на младшеклассников.
«В начальных классах происходит формирование самооценки, самовосприятия, мотивации достижения успеха. Так как учитель является агентом первичной социализации, авторитетом для учеников младших классов, на ребенка оказывают огромное влияние оценки, выставленные учителем, а особенно если они недостаточно высокие»,
— заявил вчера порталу Ura.ru Зайцев.
Парламентарий уверен, что пятибалльная система может спровоцировать психологические проблемы у детей. У них может возникнуть тревожность из-за страха не соответствовать ожиданиям учителей и родителей, и мотивация просто-напросто снизится.
И он, возможно, прав, хотя без оценок учиться тоже не совсем интересно маленьким детям. И не факт, что интерес повысится, когда не к чему будет стремиться. Сложный вопрос! Требуется серьёзный подход к его решению.
А вы что думаете, читатели?