Хоть у нас и нет убедительного свидетельства того, что в новозаветной церкви существовала должность “дьякониссы”, церковь, несомненно, имела своих служительниц. Чтобы доказать, что отдельным женщинам поручали выполнение определенной работы в церкви, нам не нужно доказывать существование такой должности, как дьяконисса. Поэтому совсем не обязательно ломать голову над вопросом, существует ли официально такая должность, потому что существует работа. Кроме того, христианка, которая отказывается служить церкви, если ей не дают официального статуса, - совсем не тот человек, какого хотелось бы видеть на такой должности, если бы она существовала.
РАБОТНИЦЫ В ЦЕРКВИ
Женщины помогали Павлу в его работе. Филиппийская церковь послала брата, чтобы тот работал с Павлом (Фил. 2:25-28). Помогая ему, Епафродит исполнял “дело Христово” (Фил. 2:29, 30). Павел призвал филиппийскую церковь помочь двум женщинам, трудившимся вместе с ним в благовествовании:
«Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе; ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни» (Фил. 4:2, 3).
Эти женщины помогали в деле Господнем, и было справедливо, чтобы и церковь помогала им.
Церкви поручали отдельным женщинам исполнение Господней работы. Так, Павел писал:
«Представляю вам Фиву, сестру нашу, дьякониссу церкви кенхрейской; примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас; ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим. 16:1, 2).
Работа, которую она выполняла, не ограничивалась районом той общины, в которой она служила. В Рим. 16:1, 2 Павел говорит римским христианам, чтобы они приняли эту “дьякониссу [слугу; Современный Перевод] церкви кенхрейской” и помогли ей. Она сама помогала Павлу и многим другим. Надо понимать, что она путешествовала с рекомендательным письмом, ибо здесь Павел представляет Фиву римской церкви и просит оказать ей содействие.
Некоторые медсестры-христианки, которые помогают многим людям в других странах, имеют финансовую поддержку от церкви. Церковь - если считает это целесообразным, если в состоянии и если существует такая нужда - может оказать материальную поддержку женщине, которая хочет посвятить все свое время уходу за больными в каком-либо месте в качестве штатной медсестры, потому что правильно поддерживать тех, кто посвящает себя Господней работе, кто многим помогает. Однако некоторые церкви, которые нанимают сторожа, чтобы присматривать за тем помещением, где собирается церковь (и это работа, достойная оплаты), почему-то считают неуместным платить медсестре, чтобы она ухаживала за больными святыми и грешниками.
Я вовсе не хочу сказать, что церковь должна платить всем, кто в ней служит. У нас была бы духовно бедная церковь, если бы никто в ней не работал бесплатно!
Старейшины могут попросить женщин выполнять в церкви разные дела, например следить за тем, чтобы все было приготовлено для Господней вечери, помогать женщинам во время крещения, ходить по домам и делать многое другое.
Павел показал, что христианки в целом должны обладать, по меньшей мере, некоторыми качествами тех женщин, что описаны в 1 Тим. 3:11. В Тит. 2:3 он говорит, чтобы старшие женщины “вели себя с достоинством” (Современный Перевод), а в 1 Тим. 3:11 - чтобы женщины были “достойны уважения” (Современный Перевод). Женщины постарше должны учить молодых быть “сдержанными” (Тит. 2:35; Современный Перевод). Им было бы трудно это делать, если бы они сами не были таковыми. Ни молодым, ни пожилым женщинам не годится быть клеветницами. Павел говорит, что женщины должны быть “трезвы” (1 Тим. 3:11), и специально предостерегает от того, чтобы старшие женщины “порабощались пьянству” (Тит 2:3).
Старшие женщины должны помогать “вразумлять молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие” (Тит. 2:4, 5). Женщины, о которых Павел говорит в 1 Тим. 3:11, должны быть “верны во всем”, и этой общей характеристике должна соответствовать каждая зрелая христианка.
Церковь нуждается в таких служительницах. Старейшинам не нужно поручать им эту работу, потому что такую работу им поручил Бог через Павла. Перед тем как дать особые наставления для женщин старшего возраста (Тит. 2:3), Павел пишет Титу, чтобы тот говорил “...то, что сообразно с здравым учением” (Тит. 2:1). Старейшины могут поручить некоторым особые дела, но женщинам вовсе не обязательно ждать, когда их назначат выполнять то или иное дело - они должны сами искать и находить возможности послужить.
ВДОВЫ В ЦЕРКВИ
Некоторые вдовы в ранней церкви были включены в список как часть особой группы вдов, которым церковь помогала материально (1 Тим. 5:9). При этом должны были выполняться определенные условия. Во-первых, церковь не должна была включать их в этот благотворительный список, если у них были родственники, обязанные им помогать (1 Тим. 5:3, 4, 16). Они были одиноки (1 Тим. 5:5). Во-вторых, им не могло быть меньше шестидесяти лет. В-третьих, они были хорошими хозяйками и вырастили детей. В-четвертых, они были известны своими добрыми делами: радушно принимали странников, выполняли любую грязную работу, например омывали ноги святым, помогали бедствующим. Как говорит Библия, они должны были быть “известны по добрым делам” и “усердны ко всякому доброму делу” (1 Тим. 5:10). Это были “истинные вдовицы”, и церковь должна была им помогать (1 Тим. 5:16).
Что же делали эти женщины для церкви? Как женщины молящиеся - а все христиане должны молиться - они молились за церковь в целом и за каждого в отдельности. Они уповали на Бога и непрестанно молились. Они молились не от случая к случаю, а “пребывали в молениях и молитвах день и ночь” (1 Тим. 5:5). Однако нельзя сказать, что эти женщины ничего не делали, а только молились. Молитва является существенной частью жизни каждого христианина, но христианин живет не только одной молитвой. У всех нас есть различные обязанности, и у этих вдов, по-видимому, тоже были свои обязанности, соответствовавшие их способностям, умениям и силе. Так как они были опытными хозяйками, они могли помогать более молодым женщинам. Поскольку они знали, как проявлять гостеприимство и как заботиться о горюющих, они могли служить церкви в этом качестве.
В церкви Иоппии среди членов церкви были вдовы:
«В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: “серна”; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла; ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышавши, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтоб он не замедлил прийти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колена, помолился и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! Встань. И она открыла глаза свои и, увидевши Петра, села» (Деян. 9:36-41).
В Писаниях не говорится, что Тавифа была одной из вдов, включенных в список тех, кого содержала церковь. “Истинные вдовицы”, входившие в эту особую группу, состоявшую на попечении церкви, были одинокими (1 Тим. 5:35), у них не было никого, кто мог бы содержать их. Если кто-нибудь из родственников был в состоянии им помогать, они обязаны были это делать, чтобы не обременять церковь. Тот же принцип относился и к той вдове, которая сама могла прокормить себя. В таком случае у нее не было бы оснований перекладывать на церковь заботу о ней. Церковь должна была поддерживать только истинных вдов (1 Тим. 5:16). Тавифа, похоже, имела достаточно средств, чтобы обеспечивать себя, ибо она могла делать много добрых дел для других. О ней пишется, что она “была исполнена добрых дел и творила много милостынь” (Деян. 9:36). Была она “истинной вдовицей” или нет, но она служила церкви тем, что творила добрые дела ради Христа. Она общалась с вдовами, и они были очень привязаны к ней. Мы читаем, что после смерти Тавифы “все вдовицы со слезами предстали перед [Петром], показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними” (Деян. 9:39). “С ними”, однако, не нужно понимать, как “вместе со вдовами как одна из них”; это может просто означать “когда она была жива”. Но, похоже, у нее все-таки не было семьи, так как когда она поднялась, то предстала перед “святыми и вдовами” (Деян. 9:41), а о семье не сказано ни слова. Судя по тексту, Серна, возможно, вообще никогда не была замужем, но она служила Христу, а в церкви были вдовы.
Некоторые считают, что женщины из 1 Тим. 3:11 были теми “истинными вдовицами”, о которых сказано в 1 Тим. 5:3. Действительно, эти вдовы должны были обладать характеристиками, данными в 1 Тим. 3:11, хотя к женщинам из 1 Тим. 3:11 предъявлялись не такие строгие требования, как к истинным вдовицам. Если бы эти “жены” были “истинными вдовицами”, то Павлу, наверное, не составило бы большого труда так их и назвать, но он этого не сделал. Ничто в разговоре о вдовах не указывает на то, что Павел продолжает мысль, изложенную в 1 Тим. 3:11.
Истинные вдовы вполне могли выполнять работу “стариц”, о которых идет речь в Тит. 2:3, но в тексте не сказано, что “старицы” должны были отвечать тем же требованиям, которые предъявлялись к “истинным вдовицам”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Женщины могут служить Христу своим умением что-то делать, и некоторые, подобно Серне, могут трудиться с иголкой и ниткой в руках. Женщины служили новозаветной церкви, занимаясь всем тем, о чем мы говорили. Они могли служить и иначе, как позволяли их способности, навыки, возможности и библейские принципы, определяющие место женщины в церкви. В каждой общине есть служительницы - и неважно, избирали их официально для исполнения той или иной работы или нет. В каждой общине есть женщины, на которых церковь вполне может положиться, к которым обращается и которые сами, видя какую-нибудь нужду, не задумываясь, откликаются на нее.
#женщина #женщины #церковь #церковь христа #христианство #религия