В Архангельской губернии сеть дорог начала появляться примерно в середине 19-го века. По крайней мере об этом свидетельствуют доклады тех времён. Начиналось всё с обывательских и почтовых трактов, гаченых дорог. Позже появились и поселковые дороги. Однако все эти пути были непроходимы в осенний и весенний периоды, да и существующая дорожная сеть явно не могла удовлетворить все нужды столь огромной губернии.
К 1935 году преобладали дороги естественного типа и тропы, зимники да грунтовки, а для круглогодичного использования были пригодны только 15 %. До 1960-х годов дорог с асфальтированным покрытием не было в принципе. Только позже худо-бедно обстановка начинала меняться.
Что же мы имеем сейчас? Протяженность всех дорог Архангельской области составляет чуть более 8000 км, а вот асфальтовое покрытие имеет только четверть.
Понятно, что строительство дорог в северных районах требует не только огромных финансовых вложений, но и нечеловеческих усилий самих рабочих. Краю явно не хватает финансирования.
Что же, давайте начнём с самого сердца области, Архангельска. Из этого северного города расходится паутина разнообразных дорог по всем направлениям, во все отдалённые уголки. Основная трасса области - М8 "Холмогоры"- ведёт из Москвы из Архангельск. Дорога отличная и ровная, транспортный трафик здесь весьма интенсивный. Есть ещё неплохая трасса в Каргополь, а вот дорога на Котлас пребывает в каком-то перманентном ремонте уже десятки лет, так что пока по ней можно разве что "потрястись". Пожалуй, на этом асфальт и заканчивается.
Добро пожаловать на разного рода грунтовки!
Первое, о чём хотела сказать, - Архангельская область является своеобразной "аномалией" для навигатора, так что доверять ему особо не стоит. Мы убедились в этом на своём опыте, устав считать, сколько раз оказывались в тупике. А порой случались чудеса, и дорога оказывалась там, где в навигаторе её нет. Вот где царит настоящий дух авантюризма. :)
Ещё меня очень удивило то, что грунтовка резко может сменяться асфальтовой дорогой, которая успешно заканчивается через несколько сотен метров. Примечательно, что асфальтированные участки встречаются в деревнях. Это делается для комфорта местных жителей, ведь сделать дорогу полностью средств нет. А так люди, проживающие в посёлках, хотя бы пылью не будут дышать. Но не всем так везёт, поэтому есть негласное правило: проезжая по деревне, в которой грунтовая дорога, сбавляйте скорость до 30-40 км/ч, чтобы не поднимать клубы пыли. Маленькая просьба, а столько пользы для местных жителей.
Удивляет и то, что в области есть не только зимники, но и летники. Эти временные дороги пролегают прямо вдоль рек, их состояние может быть разным, некоторые участи обычные легковушки могут не преодолеть (либо это будет сомнительным мероприятием). Пользоваться этими "автобанами" можно только в период жаркого лета, когда реки мелеют. Обычно после обильных дождей эти дороги исчезают, ведь их затапливает водой. И всё, до новых встреч в засушливый период.
В Архангельской области много понтонных дорог, длина которых может достигать несколько сотен метров. Ставят их на мелководье, чтобы вдруг не унесло течением. По некоторым понтонным дорогам можно проехать бесплатно, но иногда за проезд придётся платить.
Не могу не упомянуть паромы, тут их великое множество. Проезд во всех случаях будет платным, цена зависит от сезона и вида автомобиля.
А в деревне Измайловской на реке Кене есть удивительный старинный мост. Местность является частью атмосферного Кенозерского национального парка.
Достоверно неизвестно, когда был возведён этот умопомрачительный мост, но говорят, что его история уходит в 18 век. Конечно, за это время верхние перекрытия менялись, а вот опоры сооружения вряд ли.
Поражает то, что автомобильный проезд по нему официально разрешён, а для некоторых деревень мост является единственным способом связи с остальным миром. Можно оставить машину на берегу и преодолеть более 120 метров моста пешком, испытав настоящий калейдоскоп эмоций.
В общем, такие вот дорожные зарисовки.
Наблюдать за моими поездками в режиме реального времени можно в МОЕМ ИНСТАГРАМ.
Спасибо за уделённое время и ваши лайки. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ