В девяностых игроки рынка зарабатывали на плёночных (прежде всего любительских) фотоаппаратах, плёнках, фотобумаге.
Сегодня источником доходов является профессиональная цифровая фототехника и её аксессуары. Рынок любительской фотоаппаратуры практически умер. Его убил рынок смартфонов.
Мне нравится смотреть на историю через призму реальных событий и живых людей.
Наглядный способ убедиться в том, к чему приводит успокоенность успехом в бизнесе и потеря навыков адаптивности — история компании Кодак.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
В 1888 году Kodak выпускает свою первую камеру, стоимостью $25. Бизнес-модель у Kodak тогда была чудесная: делать снимки пользователь мог сам, а вот получить готовые фото было без помощи Kodak было трудно. Катушка с плёнкой в 100 снимков была встроена в камеру, поэтому большинству было проще заплатить $10 и отправить камеру в лабораторию, где бы и фото напечатали, и плёнку в камере поменяли.
И с тех времён упор компания делала не на камерах, а на производстве плёнки. Их плёнки были повсюду:
- Большинство голливудских фильмов снимались и демонстрировались на ней.
- Их плёнка использовалась в рентгенологии.
- Она же использовалась для передачи и хранения документов во время Второй мировой войны.
- NASA использовала технологии Kodak для получения изображений из космоса, в том числе во время высадки США на Луну.
В 1935 году компания представила цветную плёнку — Kodachrome, свой самый популярный продукт. Фотолюбители всего мира пользовались этой пленкой, пока однажды не появилась она — цифровая камера.
КАК ВСЁ ЗАКОНЧИЛОСЬ
Ирония судьбы состоит в том, что именно инженеры Kodak ещё в 1975 году разработали первую в мире цифровую камеру. Но корпорация проиграла гонку в новом мире цифровых технологий. Почему?
- С 80-х японская Fujifilm теснила Kodak на рынке фотоплёнки с более дешёвыми предложениями.
- Управленцы Kodak почему-то упорно продолжали верить, что цифра не станет достойной заменой фотоплёнке.
- В начале двухтысячных они спохватились и несколько лет делали ставку на дешевые цифровые фотоаппараты для любителей. Но этот рынок убили смартфоны.
- А тем временем Nikon, Canon и Sony захватили лидирующие позиции в производстве профессиональных цифровых камер.
- Finita la commedia. В 2012 г. патенты Kodak раскупили на закрытом аукционе корпорации Apple, Google, Microsoft, Facebook, Samsung, Huawei, Amazon и другие.
Снова обобщая рассказ до уровня рынка — цифровые камеры изначально не имели достаточных преимуществ перед плёночными, да и стоили значительно дороже. Но их цена постоянно снижалась, а качество снимков росло.
Фотолюбители пересели с плёнки на цифру из-за удобства, кинотеатры отказались от плёнок, потому что цифру было легче и дешевле обслуживать.
Жестокая и беспощадная, вдохновляющая и представляющая возможности, такая она — цифровая трансформация.
А Вы знаете еще примеры подобной цифровой трансформации? Делитесь в комментариях и подписывайтесь на канал.