Найти тему
Иван Боганцев

Нужны ли школе отметки?

Зачем нужны отметки в школе?

Как правило, выделяют три основных причины.

Во-первых, хорошие отметки должны подталкивать к повторению результата, а плохие, наоборот, демотивировать; во-вторых, отметки должны давать обратную связь ребенку, показывая ему, что получается, а что нет; наконец, отметки часто преподносятся как часть воспитательного нарратива: если ребенок что-то не сделал, например, домашнюю работу, то должно последовать наказание — плохая отметка. В противном случае, это будет несправедливо по отношению к тому, кто ее сделал.

Ф.П. Решетников «Снова двойка»
Ф.П. Решетников «Снова двойка»

Разберем первые два аргумента.

Первый из них, восходящий к бихевиористической теории, просто не применим к образованию. Исследования показывают, что если в краткосрочной перспективе дети, разумеется, реагируют на положительные и отрицательные импульсы, в долгосрочной они остаются к ним глухи.

Например, если вы хотите приучить ребенка читать, то последнее, что нужно сделать, это платить ему за чтение книг. Потому что это никогда не изменит его отношение к чтению (а именно это обычно ставит своей целью родитель), а только создаст краткосрочные мотивации.

Отметка создает внешнюю мотивацию, которая полностью замещает мотивацию к обучению. Известно, например, что получивший высший балл ребенок почти никогда не возвращается к изученному материалу, считая, что дело сделано.

Но как ребенок узнает, что у него получается, а что нет? Обратная связь, безусловно, необходима, но так ли хорошо с ней справляется отметка, тем более выданная по пятибалльной шкале?

Как правило, получая ее, ребенок или родитель не могут понять, что получается хорошо, что хуже, над чем стоит работать, особенно, когда это высший или низший балл. Только словесные содержательные комментарии (которые и должны прийти на смену отметкам) адекватно справляются с этой задачей. Отметка же служит лишь наказанием или наградой.

Кадр из фильма «Писатели свободы»
Кадр из фильма «Писатели свободы»

Почему же отметки настолько укоренены даже в самых прогрессивных школах мира?

Как ни странно, одна из основных причин лежит в области экономики школы. Дело в том, что зарплата учителей как правило привязана к количество часов и академической нагрузки. В России экономика школы такова, что учитель вынужден брать не менее 20 часов в неделю (в государственных школах нагрузка доходит до 30 или даже 40 часов), что на практике означает, что у него может учиться 60, 80, а то и 120 учеников.

Давать качественную обратную связь при такой нагрузке просто невозможно: быстрые и неэффективные отметки остаются единственным выбором.

Только увеличив финансирование школ и позволив учителям работать в комфортном им темпе, мы сможем внедрить современные оценочные инструменты и повысить образовательные результаты наших учеников.

А что Вы думаете об этом?