Иногда я пишу стихи. Писал. Сейчас очень редко. Но лет десять - пятнадцать назад я плотно "подсел" на них. У меня есть тётя. Она главный редактор журнала "Альманах". Иногда брала стихи на редактирование. И после говорила: "Читаю и вижу перед собой Лермонтова". Нет, конечно не уровень Лермонтова. И не его великолепный, вне всякого сомнения талант, а стиль. И всё. Просто стиль.
Да, Лермонтов, один из моих любимых поэтов. Наряду с Есениным и Ахматовой. И думаю все уже поняли куда я клоню. Фигуристы должны иметь собственный стиль катания. И лучше всего оттачивают собственный стиль катания, в группе Этери Тутберидзе.
Ещё очень хорошо умеет огранять грани стиля фигуристов Валентина Чеботарёва. Именно она сделала Станиславу Константинову и Михаила Коляду такими, какими мы их знаем. Хотя со Стасей всё сложно. Пока она была у Валентины Михайловны - стиль имелся. После перехода - пропал.
Но, я что-то увлекся. Так что же такое собственный стиль? Мне больше всего понравилось вот такое определение:
Индивидуальный стиль — это трансляция своей личности через внешний облик. Он имеется у каждого человека.
Но я немного добавлю. И добавлю чрезвычайно важное, упущенное автором определения. Есть природный стиль, тот , что тебе дан от Бога. А есть привитый стиль общения. В котором вам легче общаться с другими. То есть маска. Он вырабатывается тренировками. Или, как в моём случае, сильной увлечённостью к определённому стилю другого человека.
Давайте возьмем произвольную программу Даши Усачёвой на чемпионате России.
ТШТ великолепны! У Даши, уже в четырнадцать лет, свой, ярко выраженный, ни на кого не похожий фантастический стиль катания. Чистый огранённый бриллиант. Я не нахваливаю. Я о гранях стиля Даши. Тренерский штаб Этери Тутберидзе увидел слабые и сильные стороны. Сокрыл слабые и усилил сильные. И в итоге вся Россия, и не только, наслаждалась прокатом, без тени напыщенности и хвальбы, шедевром в исполнении этой замечательной фигуристки.
Теперь возьмем Софью Муравьёву на третьем этапе юниорского Гран при. Произвольная программа.
Что мы можем увидеть. Руки. Движения. Жесты. Когда она катается, мы не можем конечно сказать, что видим Дашу. Но мы точно видим копирование стиля Даши Усачёвой.
Зачем нужно работать с маленькими детьми, ограняя их, пытаясь нащупать струну и огранить её, выставив навстречу солнцу чтобы засверкала? Ведь можно просто скопировать уже огранённую другими хореографами фигуристку.
Просто и действенно. Но так не совершенствуется. У нас Россия, а не Китай. Мы что, забыли все уже про анекдоты с китайцами? Зачем прививать нам россиянам, любовь к копированию. Мы, нация, которая сама создаёт всё новое. Этот путь в никуда. Он без развития.
Могу сказать больше - ЕГЭ собрат копипаста. И нам этот путь усиленно прививается.
Если брать ещё одного "клона" то вспомните Миа Калин из США. Я о ней писал. Она также выступала на третьем этапе Гран при с двумя четверными прыжками. Только из неё пытаются сделать ещё одну Камилу Валиеву.
И последнее. Стиль выделить и очистить в человеке не так уж и трудно.
Зато потерять легко. Константинова не даст соврать. Посмотрим на Сашу Трусову. Ей тоже пытались привить у Плющенко то, что совершенно не подходит. А у неё, кто бы и что не говорил, собственный стиль присутствует.