Найти тему
Стиль жизни

Глаза змеи: в литературе и жизни

Мы зачарованно смотрим в глаза этой ползучей гадины, ужасаемся, но глаза отвести не можем:

– Бандар-логи, – наконец прозвучал голос Каа, – может ли кто-нибудь из вас без моего приказания пошевелить рукой или ногой? Отвечайте.

– Без твоего приказания мы не можем шевельнуть ни ногой, ни рукой, о Каа.

– Хорошо. Сделайте один шаг ко мне…

-2

Сделаем шаг, все равно у нас нет никаких шансов преодолеть этот колдовской соблазн! Почти как у Бунина в стихотворении «Змея».

Ладно бы Иван Алексеевич написал и забыл, как страшный сон, но у него еще одно стихотворение на эту животрепещущую тему есть:

Глаза козюли, медленно ползущей

К своей норе вечною сонной пущей,

Горят, как угли. Сумрачная мгла

Стоит в кустах — и вот она зажгла

Два ночника, что зажигать дано ей

Лишь девять раз, и под колючей хвоей

Влачит свой жгут так тихо, что сова,

Плывя за ней, следит едва-едва

Шуршанье мхов…

-3

Такое ощущение, что поэт любуется не змеей, а девкой деревенской, которая ему пригрезилась в козюле. И он имеет на это все основания.

Понятно, что мифология, тем более библейская, дает обширный материал для всякого рода толкований.

-4

Согласно одному из них, змея – непременный атрибут зла, согласно другой – символ мудрости и Христа.

Но надо ли так глубоко углубляться в мифы?

Литература однозначно утверждает: надо и нещадно эксплуатирует этот образ:

Ведь с чего началось? Искал Ерофей Марков дурмашки да строганцы и нашел в той яме золотые комышки. Вроде и просто, а как подумаешь, - большая это редкость, чтоб в здешнем жильном золоте отдельно комышек найти…

-5

Так начинается один из сказов лауреата сталинской премии Павла Бажова «Золотые дайки», который был, к слову сказать, опубликован в 1945 году в журнале «Новый мир».

Появись он сейчас, все бы в один голос заявили, что Павел Петрович борется с золотым тельцом. Однако, как вникай и не следуй вглубь за героями Бажова, а ничего подобного там нет и в помине:

- Многие, - говорит, - золото ищут, а ни у кого настоящего понятия нет. В старых списках про это по всей тонкости показано. Владеет золотом престрашный змей, а зовут его Дайко. Кто у этого Дайка золотую шапку с головы собьет, тот и будет золоту хозяин.

-6

И тут змей Дайко вступает носителем некоей тайной мудрости и подземных сокровищ. Прямо-таки горьковский Данко, тот же революционер, только подземный, подпольный.

Ведь в советские времена в кержаках, которых изображал Бажов, видели чуть ли не первых революционеров, которые боролись с официальной церковью хотя Сталин и вышел из семинаристов. Выходит, что Бажов со своими кержаками золотодобыдчиками, словно бы избывал грех вождя всех физкультурников перед своим темным прошлым?

В сказе «Великий Полоз» змей уже выползает из подполья наверх. Вряд ли, конечно, Великий Полоз синонимичен Великому Кормчему. Но - главное: канонизация одного из главных врагов христианства в качестве литературного героя состоялась!

Змея в литературе столь сочный и сильный символ, что способен повергнуть к своему подножию любого противника.

-7

Вот несколько примеров. Один из самых знаменитых рассказов Чехова «В овраге»:

И в этих немигающих глазах, и в маленькой голове на длинной шее, ж в ее стройности было что-то змеиное; зеленое… с желтой грудью, с улыбкой, она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка, вытянувшись и подняв голову.

«Гадюка из спелой ржи» - это просто-таки эталон женского портрета в русской литературе. Равновеликих метафор не много найдется. Разве что у Шолохова в «Тихом Доне»:

Емельян проводил Аксинью глазами, медленно, как
слепой ноги, переставляя слова, сказал:
-... Выползень змеиный!

-8

А вот еще одно сокровище, еще один перл и адамант. Несравненная «Гадюка» Алексея Толстого:

Когда    появлялась    Ольга   Вячеславовна,   в   ситцевом   халатике,

непричесанная  и  мрачная,  -  на  кухне  все замолкали, только хозяйственно

прочищенные,  полные  керосина  и  скрытой  ярости  шипели примусы. От Ольги Вячеславовны исходила какая-то опасность. Один из жильцов сказал про нее:

- Бывают   такие  стервы  со  взведенным  курком...  От  них  подальше,

голубчики...

-9

Вспомним, кстати, замечательный одноименный фильм Виктора Ивченко с Нинель Мышковой в главной роли.

Ольга Вячеславовна – купеческая дочка, ставшая кавалер-девицей красной армии. Казалось бы, мужик в юбке. А вот ведь. Туда же. Советская власть, перетасовав колоду, любовь, как ни старалась, а отменить не смогла!

-10

Зинаиде Гиппиус, родившейся в год Змеи, принадлежит формула женской неотразимости: «Как ласковая кобра, лаская, обовьюсь».

-11

Любовь зла…