Здравствуйте, друзья. В течение десятилетий, прошедших с той, самой кровопролитной войны в истории, сколько раз задавался этот вопрос? И чем больше проходит времени с той поры, тем больше вариантов ответов на него. А если вернуться туда, в сорок пятый, чтобы узнать мнение очевидца и участника тех событий? Машины времени, понятно, ещё не изобрели, но есть же старые газеты!
В "Красной Звезде" от 2 сентября 1945 года была опубликована статья замечательного советского поэта, драматурга и военного корреспондента Константина Симонова, помните стихотворение "Жди меня"?
Константину Михайловичу, как корреспонденту "Красной Звезды" приходилось побывать на разных участках фронта за рубежом нашей родины. Был он и свидетелем встречи советских и союзнических войск на Эльбе, видел выражения лиц наших и американских солдат. Чувство радости было одинаковым, общим у наших и у американцев. Наши смотрели на американцев с интересом. Американцы смотрели на наших с интересом, смешанным с удивлением. Союзники дошли до Эльбы на менее потрёпанных машинах, в более новом обмундировании, у них был, пожалуй, менее усталый вид, ведь за плечами наших людей, дошедших до Эльбы, был удивительный военный путь, накладывающий на лица наших солдат, их походку, движения, повадки, свой неповторимый отпечаток, сразу заметный солдатскому глазу.
Когда кто-то удивляется, он подыскивает какие-либо объяснения объекту своего удивления. В иностранной прессе печатались многочисленные статьи, авторы которых пытались объяснить причины необыкновенного подвига советского народа.
Преодоление советскими людьми казалось бы, невыносимых трудностей объяснялось чаще всего нашей необъятной территорией, либо неприхотливостью русского человека.
В период нашего первого наступления под Москвой во всей иностранной прессе мелькали слова "сибиряки". Сибирские полки, сибирские дивизии, сибирские армии, которые, якобы, отличались чудодейственной приспособленностью к морозу, сибирские стрелки, которые попадали дробинкой белке в глаз—это было одно из объяснений наших успехов в условиях жестокой зимы 1941—1942 года. При этом забывалось одно простейшее обстоятельство, что население Сибири составляет меньше одной десятой от всего населения Советского Союза.
Когда начался разгром немцев под Сталинградом, в иностранной прессе замелькало слово "территории", в статьях рассуждалось о растянутых коммуникациях немцев и о громадности русских пространств. Это могло звучать убедительно, если не вспоминать, что коммуникации от Берлина до Сталинграда ни на один километр не длиннее, чем коммуникации от Сталинграда до Берлина.
Кое-кто из зарубежных журналистов утверждал, что победить помогли сталинские пятилетки, создание второй промышленной базы на Урале ив Сибири. Об этом говорили долго и упорно, как о материальных предпосылках победы. Но взглянуть на это, как и на моральную предпосылку победы было не в интересах иностранных журналистов. А между прочим моральный аспект был не менее важен, чем материальный. Мы победили не только потому, что у нас были сталинские пятилетки, но и потому, что люди, осуществившие их, не могли не победить. Далеко не каждый советский человек прошёл до войны школу военного воспитания в прямом смысле этого слова. Но в годы восстановления советского народного хозяйства, а затем в годы пятилеток каждый советский человек прошёл школу великолепного государственного воспитания,
Для того, чтобы понять психологию человека, который в тридцати километрах от Москвы или в Сталинграде всё равно ни на минуту не сомневался в конечной победе, совершенно недостаточно брать только исторические ассоциации, вспоминать войну 1812 года или хорошую, но слишком лаконичную и потому не объясняющую сути дела поговорку: «Русские прусских всегда бивали».
Симонов считал, что советский народ ещё задолго до войны был воспитан, как народ-победитель. Он вспоминал, как одного нашего танкиста спросили:
— А как одеты в Советском Союзе? Все ли ходят в шляпах?
— Я так давно шлем ношу,— сказал он,— что уже не помню, в чем у нас ходят — в шляпах или не в шляпах.
А после паузы добавил:
— А может быть и не в шляпах. Ну и что ж? Вот у вас все в шляпах, а у нас все на танках. И вы перед нашими танками ваши шляпы снимаете.
Многие наши солдаты сталкивались за границей с неожиданными для себя фактами. Аккуратные дома, крытые железом в деревнях, просторные квартиры средних слоёв населения, высокая культура бытового обслуживания, хорошая мебель, посуда, тысячи удобно и продуманно сделанных предметов обихода.
Некоторых это удивляло, некоторых расстраивало, но никого не сбивало с толку. Советские солдаты внимательно, по-хозяйски присматривались к хорошо построенному дому, придирчиво осматривали, как отлакирована мебель, честно говорили про бритвенные лезвия: "Хорошо сделано, четыре раза брился, а нашими больше двух не побреешься".
Ну так что ж? Симонов писал:
Война показала, что свой большой недостроенный дом, в котором не во всех еще этажах есть водопровод, газ, горячая вода, в котором не всюду вставлены стекла, мы любили бесконечно больше и защищали бесконечно лучше, чем любили и защищали иные народы свои довольно благоустроенные особнячки со всеми удобствами,и с одним неудобством— отсутствием прочно и крепко запирающихся на ключ дверей.
Хорошо, когда у человека есть дом и в этом доме много вещей. По плохо, когда, привыкнув к этому дому, он не может его сжечь при приближении врага, и когда при решении вопроса— свобода или орошо, когда у человека есть дом и в этом доме много вещей. По плохо, когда, привыкнув к этому дому, он не может его сжечь при приближении врага, и когда при решении вопроса— свобода или вещи— говорит: «вещи», хотя, заметим в скобках, впоследствии эти вещи у него всё равно отбирает враг.
Когда в годы войны у нас люди уходили с насиженных мест, бросали всё, они делали это решительно и потом не сожалели о сделанном выборе. Главное для них было — сохранить свою свободу и свободу своей страны. А при этих условиях они верили в будущее и знали, что какие бы не были разрушения, великое общественное усилие поднимет города из пепла. Они верили, что, будучи хозяевами собственной судьбы, они смогут сделать и не то, что у них было, а гораздо большее и лучшее.Когда в годы войны у пас люди уходили с насиженных мест, бросали всё, они делали это решительно и потом не сожалели о еделанном выборе. Главное для них было — сохранить свою свободу и свободу своей страны. А при этих условиях они верили в будущее и знали, что какие бы не были разрушения, великое общественное усилие поднимет города из пепла. Они верили, что, будучи хозяевами собственной судьбы, они смогут сделать и не то, что у них было, а гораздо большее и лучшее.
На этом, с вашего позволения, разрещите раскланяться. До свидания, жду вас на своём канале.