Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Итоговое сочинение: можно ли в четвёртом направлении обойтись без опоры на литературный материал?

На этот вопрос коротко я уже отвечала в комментариях к предыдущей статье "Открытые направления итогового сочинения в 2021/22 учебном году"

Сегодня поговорим о четвёртом направлении "Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня" более развёрнуто.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Сначала возможные темы. Я думаю, они могут звучать как обтекаемо, то есть касаться искусства вообще, так и предельно конкретно.

  • Роль искусства в жизни современного человека
  • Почему важно приобщаться к искусству с детства?
  • Какое произведение искусства оказало на вас самое большое влияние?
  • Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?

Темы, связанные с литературой:

  • Книги, без которых я не могу обойтись
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • С героем какого литературного произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и поему?

Темы, связанные с театром и кинематографом:

  • С каким героем фильма/спектакля вы себя ассоциируете?
  • Какой фильм/спектакль произвёл на вас сильное эстетическое впечатление?
  • Письмо актёру, сыгравшему вашего любимого киногероя

Темы, связанные с музыкой:

  • Расскажите о своих музыкальных предпочтениях
  • Согласны ли Вы с высказыванием: «В трудные минуты нас понимает только музыка…» (Жан Кокто)?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?

Темы, связанные с изобразительным искусством:

  • Мои любимые художники
  • Музей, в котором я мечтаю побывать
"Венецианская сказка". Работа художницы из Красноярска Анастасии Межовой. Фото из группы КХУ ВКонтакте
"Венецианская сказка". Работа художницы из Красноярска Анастасии Межовой. Фото из группы КХУ ВКонтакте

Теперь возвращаемся к вопросу, сформулированному в названии статьи. С книгами всё понятно, но что делать, если тема однозначно ориентирована на кино/театр/музыку/изобразительное искусство? Можно ли обойтись без литературного материала? Разрешено ли заливаться соловьём о любимой музыке или мультипликационном фильме, не используя аргумент из литературы?

Однозначно нет. Критерий № 2 никто не отменял. Если рассуждения ученика не будут подкреплены хотя бы одним примером из литературы (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества,за исключением малых жанров) зачёта не получить. Также в комментариях к четвёртому направлению отмечается, что в качестве литературной аргументации можно использовать сценарии, труды по искусствоведению. Это актуально для выпускников, которые увлечены конкретно каким-то видом искусства и работы учёных-искусствоведов читали.

Для остальных учеников, выбравших четвёртое направление, подспорьем на итоговом сочинении могут оказаться несложные тексты из старых вариантов ОГЭ, относящиеся к блоку "Настоящее искусство":

Фрагмент повести Валентины Осеевой "Динка прощается с детством" о героине, замершей в восхищении у выразительного, наполненного жизнью портрета молодой женщины со строгой улыбкой:

Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.
Но больше всего поразили Динку её глаза. Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке...

Фрагмент рассказа Астафьева "Гимн жизни" о девушке Лине, которая из-за тяжёлой болезни не жила, а доживала: "гнетущие и безрадостные события ... окрасили мрачными тонами всё её существование". Так продолжалось до тех пор, пока она случайно не попала в планетарий и не услышала там музыку Чайковского. Силой этой музыки композитор "славил вечную жизнь и всё живое на Земле", пробуждая в героине любовь к целому миру, желание бороться с болезнью.

Лина слышала эту музыку не раз. Она даже знала, что это музыка Чайковского, и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их. Нет, не для умирающих лебедей была написана эта музыка. Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звёздный свет.
Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые. Музыка набирала силу, музыка ширилась и взлетала к небу всё выше, выше. Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле.
Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
Лине хотелось вскочить и крикнуть:
– Люди, звёзды, небо, я люблю вас!
Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя заклинание:
– Жить! Жить!

Текст Т. Н. Толстой о любви героини к киноискусству

Сейчас начнут. Это – счастье. Это – кино.
Медленно гасят свет. Стрекотание проектора, удар луча – и всё, понеслось. Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. Сон, мираж, мечта. Преображение.

Плюс отрывки из рассказов Паустовского "Скрипучие половицы", Москвиной "Моя собака любит джаз", фрагмент романа "Хранитель древностей" Домбровского и другие тексты, представленные на сайте ФИПИ.

На сегодня всё. Кто-нибудь рассматривает четвёртое направление в качестве основного? Мне оно очень нравится.

Возможно, новым читателям моего канала будет интересна прошлогодняя статья "Подготовка к итоговому сочинению: статья в вопросах и ответах"

Примеры сочинений по направлениям прошлого года можно найти здесь:

Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?

Образец итогового сочинения по направлению "Разговор с собой" (тема "Когда человек чувствует себя счастливым?")

Как вы понимаете высказывание немецкого философа Ф. Ницше: «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»?

Также при подготовке с сочинению вам могут пригодиться статьи:

Формулируем тезис к конкретной теме

Составляем логическую схему сочинения.