Найти тему

Конспект для запуска речи

Оглавление

Я подготовила задания для неговоряшек. Задания подходят для детей от 1,8 года.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимой для правильного звукопроизношения.

Целью артикуляционной гимнастики является укрепление мыщц речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений.

Артикуляционная гимнастика в первую очередь нужна детям с диспраксией, дизартрией, тонусом мышц артикуляционного аппарата, при постановке звуков.

При некоторых речевых нарушениях артикуляционная гимнастика не является первостепенной задачей.

Задание «Жучок»

Ребенок следит за жучком (или другой игрушкой) и выполняет движения языком:

  • Жучок летит вверх – язычок поднимаем вверх;
  • Жучок летит вниз – язычок наклоняется вниз;
  • Жучок летит вправо – язык перемещается вправо;
  • Жучок летит влево – язык перемещается влево;
  • Жучок летит по кругу – язык двигается по кругу;
  • Жучок летит вперед – язык тянется вперед, жучок летит назад – язык прячется в рот.

Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

Оборудование: жучок.

Дыхательная гимнастика

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.

Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом. Малышу надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и направлять воздушную струю в нужном направлении.

Задание "Перчатка"

Взрослый на одноразовый стакан надевает медицинскую перчатку. В нижней части стакана делаем дырку и вставляем в неё трубочку. В этом задании мы отрабатываем сильную воздушную струю, надувая перчатку через трубочку.

Дополнительно можно отрабатывать слова:

  • Дую
  • Ура
  • Ещё
  • Я дую.

Оборудование: медицинская перчатка, одноразовый бумажный стакан, трубочка.

https://vm.tiktok.com/ZSJTwVdX3/

Нейропсихологическая игра

Нейропсихология — наука на стыке психологии (высшие психические функции) и медицины (физиологические процессы и болезни в организме человека). Она изучает, как устроен и функционирует мозг и как это влияет на психику человека и его поведение.

В нейропсихологии проводится нейрокоррекция. Нейрокоррекция состоит из двух частей: двигательной (напоминает лечебную физкультуру) и когнитивной (похожа на занятие с логопедом или дефектологом). Нейрокоррекция обходится без лекарств.

Включая в программу нейрокоррекции двигательные и когнитивные (умственные) упражнения, мы работаем сразу со всеми навыками. Упражнения «перестраивают» работу мозга так, что ребенок становится более усидчивым и внимательным, допускает меньше ошибок при чтении или письме, улучшаются его память, моторные навыки. Незрелые участки мозга получают развитие, а функции, которых вообще не было, часто появляются — стоит только нейропсихологу подобрать правильное задание.

Задание "Плед"

На полу растилаем плед. В него заворачиваем ребёнка. Заворачивая ребёнка, он будет произносить один звук. Разворачивается ребенок сам и произносит другой звук.

Гласные звуки для произношения:

  • А, О, У, И.

В этом задании мы так же можем:

  • Произносить слоги;
  • Произносить слова;
  • Произносить фразы;
  • Автоматизировать звуки.

Оборудование: плед.

Повторение слогов

Отличной тренировкой речи для ребенка будет произношение изолированных слогов. Детям с задержкой речевого развития рекомендуется произносить слоговые цепочки со звуками раннего онтогенеза: К, Н, Г, Х, Ф, В, П, Д, М, Т, Б и их мягкие варианты. После такой тренировки ребенку будет легче произносить эти слоги в свободной речи.

Задание "Червячки"

Из туалетной бумаги или салфетки делаем червячков, как показано на видео. На червячков наливаем воду из пипетки. Ребенку говорим, что червячки поют песенку.

Слоги для песенки червяков:

  • ВА; ВО; ПА; ПО; МА; МО.

Оборудование: 6 кусочков туалетной бумаги, карандаш, пипетка, вода.

https://vm.tiktok.com/ZSJTwHaAn/

Понимание речи

Понимание речи — сложный процесс декодирования воспринятой речевой информации. Этот процесс начинается с восприятия речи (устной или письменной), затем восприятие переходит в понимание общего значение высказывания, наконец, в понимание смысла и подтекста этого высказывания.

Что входит в "понимание речи":

  • понимание значений отдельных слов вне их демонстрации (находясь в комнате, вы просите ребенка принести банан, и он его приносит);
  • понимание значений слов вне зависимости от внешнего вида предмета, по определению сигнальных признаков объекта (у тигра – полоски, а у льва – грива; ребенок знает это и не путает этих животных);
  • понимание грамматических значений;
  • понимание вопросов косвенных падежей: покажи, ЧЕМ играет девочка? КОГО ты сейчас покормил?
  • понимание предлогов.

Задание "Имитация"

Взрослый говорит ребёнку секретные слова: "Копай, звени, режь".

  • Если ребёнок слышит слово "Копай", то он имитирует копание.
  • Если слышит слово "Звени", то он показывает, как звенит колокольчик.
  • Если слышит слово "Режь", то имитирует резку ножом.

Взрослый говорит сначала одно действие. Как только ребёнок хорошо справится с одноступенчатой инструкцией, то взрослый может добавить второе действие, затем третье действие. Ребенок показывает движения в той последовательности, в которой сказал взрослый.

Оборудование: нет.

Исключающая инструкция

Исключающая инструкция направлена на развитие логического мышления ребенка и понимания обращенной речи.

Задание "Сыщик"

Взрослый кладет три предмета в одной стороне комнаты. Например, можно взять игрушки: киса, вата, ляля. Ребенок и взрослый находятся в другой стороне комнаты. Взрослый на ухо шепчет инструкцию: "Принеси не вату", "Принеси не кису и не лялю."

Сначала ребенок исключает один предмет. Если хорошо справляется с одноступенчатой инструкцией, то взрослый в инструкцию добавляет второй предмет.

Оборудование: 3 предмета с простыми названиями.

Больше заданий и информации про запуск речи я даю на курсе "Запуск речи". Записывайтесь на курс по ссылке http://vkirsanova.tilda.ws/kursrech