Найти тему
Хлебник

«Я не был слепым сапером на минном поле – у меня были маяки» - Сергей Колядов о том, как открыть бизнес с минимум рисков

Сергей Колядов собственной персоной
Сергей Колядов собственной персоной

Сергей мечтал о собственном деле с 18 лет. Получая образование инженера и работая, как многие студенты, баристой, доставщиком еды и кассиром, он уже тогда знал, что когда-нибудь станет предпринимателем. Недостаток опыта и знаний о бизнесе он компенсировал упорной работой в самых разных сферах: недвижимости, производстве, коммерческих продажах. Все это позволило ему в свой 28 день рождения наконец открыть свое собственное заведение. О своем тернистом и извилистом пути к мечте, необходимости просчитывать все риски и при этом легко расставаться с деньгами и не бояться крупных сумм – рассказывает сам Сергей.

В спецпроекте «Деревни» мы рассказываем истории людей, которые совершили неочевидный для многих шаг – променяли большой мегаполис на небольшие города и сёла. И смогли открыть бизнес там, где их, казалось бы, совсем не ждал успех.

Предпринимательская жилка и мечта о собственном бизнесе

На протяжении многих лет, начиная, наверное, с 18 лет, у меня было огромное желание заняться бизнесом. Но из-за того, что не было опыта, не было знаний, не было возможности общения с предпринимателями, долгое время это оставалось просто мечтой. Можно сказать, что с 18 до 24 я только мечтал о бизнесе, ходил по разным работам, сменил кучу сфер деятельности, в 25 наконец занялся управлением коммерческим предприятием, получил первый опыт открытия своего дела. И вот на свое 28-летие я открыл пекарню, буквально за день до своего дня рождения. Можно сказать, самому себе сделал лучший подарок.

Первым местом работы у меня была кофейня. Я только поступил в университет – в Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, на специальность «инженер приборостроения». Почему не на экономическое направление? Я приехал из маленького города в Псковской области, и у меня была цель просто поступить, получить образование, диплом, найти работу – такие стандартные цели для молодого человека. Все равно я особенно не знал, чем заниматься, все еще вынашивал идею открыть бизнес. Даже поступил в магистратуру – но отчислился прямо перед защитой диплома. Просто все это время я понимал, что испытываю какой-то дискомфорт внутри, а предпринимательская жилка активно проявлялась в спорах с преподавателями – мы много говорили об экономической целесообразности их разработок. Или мне не нравилась идея идти на практику на завод – и вместо этого я записался в приемную комиссию, пообещал привести много абитуриентов с высокими баллами. И обещание выполнил.

Все время обучения я совмещал учебу с работой. В 18 лет я пошел в знаменитую тогда сеть Кофе Хауз. У меня был график выходного дня: я ездил туда после пар в пятницу, субботу и воскресенье. Платили там копейки, так что продержался я всего месяца три. После этого я пошел дальше в общепит – в ресторан Pizza Hut. Там я проработал лет пять: сначала официантом, потом кассиром, барменом, поваром пиццы, доставщиком. Только до управления так и не дошел – менеджерам там платили несообразно тяжести работы.

Примерно в этот же промежуток времени я поучаствовал в открытии итальянского ресторана – меня туда пригласили научить барменов варить кофе. Тогда я получил первый кайф от открытия заведения, от зарождения чего-то нового. Там был недоделанный ремонт, последние приготовления перед открытием, суета. Тогда я и подумал, что непременно открою что-то свое.

Первый наставник и первый опыт

Мне было очень важно найти человека, который бы смог научить меня бизнесу, передать мне свой опыт. Первым предпринимателем, который оказался рядом, стал мой знакомый из родной Псковской области – владелец агентства недвижимости. Я попросился к нему в команду и стал агентом. Все пошло вполне неплохо: я довольно быстро закрыл первые сделки, получил первые серьезные деньги. А владелец стал моим наставником: я всегда был при нем, он передавал мне весь свой коммерческий опыт – и успешный, и неуспешный.

Самый приятный момент – когда мой наставник сказал, что у меня так хорошо все получается, что в случае чего он со спокойной душой мог бы передать свое дело мне. Но я действительно тогда очень много отдавал, усердно работал – чисто ради себя, чтобы получить нужный мне опыт.

Так я полгода совмещал работу в ресторане в выходные дни, учебу в университете и работу в агентстве по вечерам. Это был, конечно, дикий график. Чтобы как-то выдохнуть, я ушел со всех своих работ, устроился по знакомству на фармацевтическое предприятие – и с головой окунулся в тему производства. Там мне снова повезло – моим руководителем стал бывший предприниматель, с большим опытом производственного дела. Он мне рассказал, как там все устроено, как работают все процессы.

Потом еще был опыт в импорте-экспорте с Китаем и Италией. Я пришел туда вообще без знания языка, и подтянул его за те 2,5 года, что там работал. Ну и плюс, узнал все тонкости закупки оборудования за рубежом. Какое-то время еще я работал в крупной компании, которая занималась коммерческой недвижимостью в Петербурге. Одним словом, я всегда добирал знания, которых мне не хватало, прямо в процессе работы. Весь мой путь выглядит хаотичным, но для меня он абсолютно логичен.

Первые шаги к собственному делу

Перед открытием пекарни я два сезона подряд уезжал в Волгоградскую область – мы там развивали дистрибуцию мороженого от крупного производителя в небольших городах. Там я получил свой первый опыт управления коммерческим предприятием: от открытия с нуля до развития и получения чистой прибыли.

Параллельно я просчитывал варианты, как открыть собственную сеть пекарен. Я рассматривал разные варианты, в том числе и открытие своего концепта. Я провел исследование рынка и крупных игроков, общался с людьми, которые открывали – и закрывали – свои пекарни, интересовался у них объемами выручки, причинами закрытия, спрашивал, какие у них были проблемы.

С Хлебником же я познакомился случайно. Я только вернулся из Волгограда, встретился с приятелем в одном из кафе сети, увидел объявление о продаже франшизы – заинтересовался, зашел почитать информацию на сайте, заполнил заявку. Дальше все закрутилось: поговорил с представителем Хлебника, съездил на производство, мне прислали финансовую модель – все было максимально прозрачно и кристально ясно. Можно было просчитать все риски, рассмотреть все слабые и сильные стороны – одним словом, родилось доверие к компании. Так что другие франшизы я и не рассматривал – меня в Хлебнике устроило все. Я понимал, что все зависит только от меня: от того, какое место я найду, как отработаю все этапы открытия, как все правильно рассчитаю – такой и получу результат.

"Хлеб есть будут всегда, это - востребованный продукт" - говорит Сергей
"Хлеб есть будут всегда, это - востребованный продукт" - говорит Сергей

Так что в конце декабря мы подписали договор с Хлебником, начали взаимодействовать. А я принялся искать подходящее место для открытия.

Переезд в Ленобласть

Около двух с половиной месяцев мы искали помещение. На самом деле сначала я хотел открыть пекарню в Питере, рассматривали много мест – но все они вызывали у нас сомнения. А мы подходили к вопросу открытия очень скрупулезно, хотели минимизировать все возможные риски. И вот, когда у нас уже почти было согласовано место в Питере, нам внезапно предложили аренду в Коммунаре. Мы с другом, который помогал мне с поисками, поехали смотреть помещение и считать трафик – сколько людей проходит мимо него в течение дня. И нам показалось, что с большой долей вероятности здесь будет успешная точка. Так что мой друг уговорил меня открыться именно здесь, в Коммунаре.

По сути, для нас это был шаг по минимизации рисков – такого уровня пекарен, как Хлебник, здесь просто нет. И это не мое какое-то субъективное мнение, а отзывы наших гостей. Это первое семейное кафе в городе с населением более 20 тысяч, где людям нравится проводить время: с семьей, детьми, возлюбленными. Оказалось, что именно такого предложения, как у нас, здесь нет. Есть хорошие семейные кафе, но мы даем людям что-то новое.

Одна из издержек, которую несет открытие в Ленобласти – это необходимость переехать из Петербурга. Мое личное мнение: невозможно открыть первую точку, сделать все качественно и как следует, не переехав. Мое присутствие и сейчас, спустя четыре месяца после открытия, все еще необходимо. Я могу уехать максимум на два дня – мне все-таки нужно давать уверенность команде в том, что у них есть, на кого опереться, положиться, кто может дать совет и поддержку. Постепенно я уже передаю ряд задач старшему менеджеру, но в некоторые моменты мое присутствие все равно необходимо. Например, если кто-то заболеет или что-то случится, я сам могу встать за кассу.

Такой бизнес предполагает, что ты всегда готов надеть фартук и сам встать за печь. Вот даже месяц назад мне пришлось отстоять 14 дней подряд без выходных на разных позициях.

Настоящий хозяин своего бизнеса готов работать на любой позиции
Настоящий хозяин своего бизнеса готов работать на любой позиции

Открытие

Самым сложным оказался подбор персонала. Для полного комплекта мне нужно было четыре кассира и два пекаря. В итоге мы открывались с одним только что отстажированным пекарем, недоученным кассиром, мной и моим другом. Из-за этого я первые два месяца буквально жил в этой пекарне и делал все сам: был сменщиком-пекарем, кассиром и так далее.

На самом деле перед открытием я много людей отправил на обучение. Но у молодых людей сейчас есть ряд сложностей с трудоустройством, особенно в области. Мало кто из людей 18-20 лет хочет работать и развиваться, да и в принципе знает, чего хочет от жизни. До того, как я действительно нашел команду, на которую могу опереться, через нас прошло очень много людей. Были, например, люди в начале, которые быстро устали ездить на смены из Питера – но я их прекрасно понимаю. В итоге, на то, чтобы построить нынешнюю команду – действительно классную – ушло три-четыре месяца.

Сергей с командой мечты
Сергей с командой мечты

Перед открытием мы делали стандартный маркетинг: напечатали листовки с акциями, сделали скидки. Но в итоге к нам пришло очень много людей и без них. Первые несколько дней здесь были постоянные очереди. Для нас это было, с одной стороны, неожиданно – мы даже не успевали справляться с этим потоком людей. А с другой стороны, мы все получили огромное удовлетворение. И для нас, и для города это был как будто небольшой праздник.

Открылись мы в марте, и ажиотаж продолжался весь апрель и майские праздники. После Пасхи все устаканилось. Но это не секрет, что в сфере общественного питания есть цикличность и сезонность. Мы открылись в сезон и плавно перешли в не сезон – когда все уезжают в отпуска и на дачу. Я это заметил в том числе по нашим постоянным гостям: у нас есть люди, которые ежедневно к нам приходят, с которыми мы уже лично знакомы и можем неформально пообщаться. Мы для них даже придумываем какие-то авторские рецепты: готовим то, что они любят, варим кофе по их вкусу.

Так что сейчас мы ждем сентябрь, когда все к нам вернутся.

-5

Новые позиции и эксперименты с ассортиментом

Пока что мы еще детально и досконально изучаем наших потребителей. И экспериментируем в основном со стандартной продукцией. Несколько кулинарных изделий из категории «снеки» мы попробовали ввести свои, получили на них хороший отклик. Не так давно мы ввели кулинарию – то, что сейчас активно продвигается в Хлебнике. Теперь люди стали ходить к нам на обеды. Есть большое желание ввести еще новые позиции, например, лимонады, салаты, каши. Всем этим мы хотим дать разнообразие – очень важно, чтобы гость мог получить все, что ему нужно. И взять что-то домой, и съесть на месте, и выпить кофе, и поговорить, и отдохнуть. Но

Но на 90% это все еще продукция Хлебника. Думаю, что дальше так и будет. Она востребована, она качественная – вопросов к ней ни у кого не возникает. В конце концов, везти ремесленный хлеб в область мало кому придет в голову. Конечно, здесь есть пекарни с хорошим хлебом, но чтобы он был авторский, по оригинальному рецепту – такое делаем только мы. Люди идут к нам за слойками, за выпечкой, за кондитеркой – все это стабильно пользуется большой популярностью.

Отношение к рискам и к здоровому сну

Предпринимательство – это то, что мне очень близко. Но при этом это может быть тяжело. Особенно в сфере общепита – тут нужно быть готовым несколько месяцев самому стоять за стойкой или печкой с ноющими ногами, и при этом не терять энтузиазм.

Я всегда говорю всем, кто хочет собственный бизнес: будьте готовы к тому, что на ваши плечи упадет куча ответственности и куча проблем. Вы можете как прогореть, так и выиграть – все зависит от вас. Если вы готовы с этим жить и сможете при этом спокойно спать, то бизнес – ваше. А если вы плохо спите из-за малейших проблем, если вы с деньгами на «Вы», если вам страшно их отпускать – то лучше не надо.

Мне лично всегда хочется большего. И проект этот мне нравится – я и дальше пойду с Хлебником открывать новую точку, если подвернется хорошее, перспективное место. Хлебник мне дал опыт открытия, знания и навыки. Я получил много поддержки от управляющей компании, и не играл в слепого сапера где-то на минном поле – у меня были маяки, куда идти.