Найти тему

Право на жизнь и неприкосновенность личности

Уполномоченный по правам человека разъясняет нормы действующего законодательства, закрепленные в ст.ст. 14, 15 Конституции ДНР, регламентирующие право человека на жизнь и неприкосновенность личности.

Базовой ценностью Донецкой Народной Республики является приверженность модели социального государства, в котором признаются, гарантируются и защищаются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией ДНР.

Право на жизнь включает в себя не только недопустимость посягательства на жизнь человека. С правом на жизнь тесно связаны критерии качества жизни, право на достойный уровень жизни и благоприятную окружающую среду, условия и порядок осуществления абортов и эвтаназии, применении принудительного лечения в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и прочее. Право на жизнь требует от государства реализации таких позитивных обязательств, как меры по снижению уровня детской смертности, увеличению продолжительности жизни, повышению качества питания, борьбе с эпидемиями (пандемиями) и т.п. Кроме того, государство должно принимать адекватные (превентивные) меры для защиты жизни лиц, находящихся под его юрисдикцией.

Право на личную неприкосновенность является системообразующим гражданско-правовым понятием, характеризующим принадлежность лицу других нематериальных благ (ст.195 ГК ДНР), нарушение которых невозможно без нарушения личной неприкосновенности, то есть, нарушение физической и (или) психической неприкосновенности лица может приводить к нарушению как данного обособленно закрепленного нематериального блага, так и иных нематериальных благ (жизни; здоровья; чести; неприкосновенности частной жизни, жилища).

Обеспечение личной неприкосновенности ведет к обеспечению всех иных нематериальных благ лица. При этом личная неприкосновенность, будучи производным понятием от терминов «лицо», «личный», не зависит от понятия «личность» и не определяется названной категорией.

Личная неприкосновенность присуща всем без исключения субъектам гражданского права. Следует различать понятия «личная неприкосновенность» и «неприкосновенность личности», ввиду их неоднородности. Неприкосновенность личности предполагает свои особенности правового статуса лиц, на которых распространяется этот статус (депутаты, судьи, прокуроры и т.д.). Неприкосновенность личности относится к публичному праву, а не к частному. В свою очередь, любой субъект гражданского права обладает личной неприкосновенностью, при этом нарушить особо установленную (специальную) неприкосновенность личности невозможно, не нарушив при этом неприкосновенность лица как такового, то есть его личную неприкосновенность.

Неприкосновенность личности является комплексной правовой нормой, включающей нормы конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей права. Структура права на неприкосновенность личности достаточно сложна и состоит из отдельных элементов, которые в соответствии с общепринятой классификацией можно подразделить на следующие виды:

— право-действие: непосредственно право на неприкосновенность личности, включающее в себя гарантии того, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте;

— право-требование: право на неприкосновенность личности со стороны неопределенного круга лиц.

В случае нарушения указанных прав, граждане Донецкой Народной Республики имеют право их защиты (восстановления) в административном или судебном порядке, в соответствии с ст.ст. 26, 39 Конституции ДНР.

Дополнительно сообщаем, что Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.