Споры о том, читать со школьниками «Войну и мир» или нет, уступают по популярности, пожалуй, только спорам о «Муму».
Огромный роман о событиях двухвековой давности, по количеству страниц равный всей прочей прозе 10 класса в сумме — ну куда такого слона вдвигать в подростковое чтение? Если уж надо знакомиться с Толстым, то давайте возьмем что-нибудь поменьше...
Я для себя раз и навсегда ответил на этот вопрос и ни при какой погоде не готов менять «Войну и мир» на что-то другое. Даже если прочтем только фрагменты романа, а на все остальное его здание бросим беглый взгляд (как бросаем его на Лувр, например, или Эрмитаж), это уже будет великое дело.
Почему? У меня есть несколько соображений на этот счет.
«Война и мир» — это книга о системе координат, в которой приходится (и в наше время тоже) жить человеку условно нашего круга. Думающему, ищущему смысл; с разной степенью сложности, но все-таки сложно устроенному внутри.
Есть отчетливо заданная вертикаль — болконская гордость, ум головы, тяга к небу и вечности, к смыслу, который где-то там, высоко.
Есть уводящие в мир горизонтали — на уровне сердца Ростовы, на уровне материально-телесного низа Курагины. (Материально-телесный низ влечет к себе и других персонажей, всех влечет вообще-то, тайный Эрос правит миром и так или иначе эту горизонталь пробуют или примеряют на себя все).
В романе исследуются разные варианты жизни вверх, вдоль (от дольний) и вниз, с тем чтобы понять преференции и риски, возможные границы, механизмы роста, пробивания стен или потолков — или приспособления к заданному жизненному пространству.
Далее: есть попытка совместить, сопрячь и удержать в одной точке, в одном центре и вертикаль, и горизонтали и жить во все стороны — это, конечно, облый и громадный Пьер, страстный, земной и взыскующий неба.
Есть огромное море простых людей и простой, нерефлектирующей жизни, которой главным героям «Войны и мира» не дано изначально, но к которой они стремятся с разной степенью безуспешности. С этой простотой как-то связано понятие счастья, которого тоже в жизни кот наплакал, хотя, кажется, почему бы?
Есть мешанина повседневности, в которой трудно пролагать путь и оставаться хорошим, чего очень хочется. Надо выбирать, понимать происходящее, отделять видимое от сути, прислушиваться к себе (тошнит или еще не очень?) и куда-то двигаться.
Есть история и страна, сила времени и места, которые, как мощные магниты, создают поле, которое тебе предстоит перейти, как в пословице и у Пастернака. (Вообще мотив поля и перехода открытого пространства — один из важных в романе).
В общем, как мне кажется, ни в одной книге школьной программы не дана такая матрица, не создан такой квест, такой пробный полигон для моделирования жизни, повторю, человека задумавшегося.
Это такой миниатюрный адронный коллайдер, в котором запущены, разогнаны и продолжают сталкиваться самые разные частицы — не ленись, смотри, что из этого получается. Результаты мотай на ус, они пригодятся тебе, поскольку ты и сам частица и летишь в том же коллайдере, только слегка побольше размерами…
В следующий раз расскажу Вам про веру учителей в воспитательный потенциал книги!