Найти в Дзене
Галина Дарсаева

Внук ведьмы

Пожилой дедушка умирал от онкологии, но ему нужно было перед смертью выполнить последнее. И он нашёл меня, и попросил об этом написать, когда он умрёт, и, быть может, кто-то сумеет оправдать его покойную бабушку. Ведьму, на совести которой была не одна загубленная невинная жизнь и, которая никогда не отличалась особой нравственностью. Но как же людей меняет война и как же порою трудно судить об их поступках.
Её звали Аниса, а его самого Володька. Аниса была местной ведьмой, занималась ворожбой, приворотом, порчей, главное чтобы хорошо за это платили. И в их деревню к ней приезжали даже из больших городов, благодаря чему Аниса жила зажиточно. Их деревня была большой и забот хватало, может быть, поэтому у председателя всё никак руки до неё не доходили. Хотя кулаком при встрече грозил. А потом началась война. Единственного сына Анисы, отца Володьки, забрали первым, и на него первого пришла похоронка. Мать Володьки вскоре слегла и умерла. И у Володьки осталась только его бабуля Аниса, которую он побаивался и недолюбливал за колдовские дела, его против бабушки всегда настраивала мама. Делать нечего, пришлось жить с мрачной бабулей, которая от горя совсем почернела и замкнулась. И долгими вечерами смотрела на пожелтевшую фотокарточку погибшего сына. От горя её заставила вздрогнуть соседка. Которая никогда Анису не любила, соседка узнала, что немцы на подходе к их деревне, и скорее всего скоро будут здесь. А когда они придут, то первым делом повесят всех евреев. Вот и соседка вспомнила, что у Анисы то ли дед, то ли бабка была еврейка, а стало быть, Аниса с Володькой тоже евреи, и за их сдачу зачтётся. Аниса совсем сгорбилась и ходила взад-вперёд по избе, лишь иногда останавливалась и смотрела подолгу на Володьку. Ведь он был ещё подросток, только начинал жить… А потом Володька стал замечать, что у них пропадают куры, и куда-то по ночам уходит бабушка… И мальчик решил за ней проследить.
Ночью, сделав вид, что крепко уснул, он выжидал. И действительно ближе к полуночи Аниса вышла тихо из избы. Мальчик быстро оделся и последовал за ней. Старуха зашла в курятник и вскоре вышла оттуда с мешком. По кудахтанью в мешке Володька понял, что там курицы. Оглянувшись вокруг, Аниса быстро посеменила в сторону кладбища. Там она нашла бесхозную могильную плиту, и что-то бубня себя под нос нараспев, стала вытаскивать из мешка по одной курице. И одним ударом ножа старуха отрубала им головы, а после разрубала туши на мелкие куски и всё это на могильной плите. Собрав все части разрубленных куриных туш, Аниса закинула их в мешок, и так же бубня себе под нос, пошла в сторону главной дороги. Лишь иногда останавливаясь и выкидывая из мешка куски мяса. Так она дошла до главной дороги, и так же бубня, через метров десять-двадцать останавливалась, чтобы кинуть очередной кусок мяса. Пока её мешок не стал пустым. И лишь тогда старуха повернула назад и пошла молча, не оборачиваясь. Володька последовал за ней и каким-то внутренним чутьём понимал, что ему тоже нельзя оборачиваться назад. Он даже сумел обогнать бабулю и прийти домой первым, юркнув незаметно под одеяло. Аниса так и не догадалась, что внук за ней следил.
На следующий день Володьку разбудил дикий плач под окном. Выбежав на улицу, он узнал, что случилось страшное горе. Разбился районный автобус, где были и его односельчане тоже, десять человек погибло, в основном женщины и дети. После стали ходить дурные слухи, что кто-то проклял их дорогу. Что даже днём шофера жалуются на плохое самочувствие, и откуда не возьмись появляющийся туман. А ночью и того страшнее, некоторые даже говорили, что видят чертовщину. За месяц на их главной дороге разбились две машины, было трое погибших. Володька боялся себе признаться, что, возможно, к этому причастна его бабуля, ведь та до сих пор изредка по ночам ходила на кладбище с мешком.
Местные стали советовать водителям, использовать объездную дорогу, долго, неудобно, да и не всегда проедешь по бездорожью, зато без чертовщины. Но немец не мог проехать по объездным дорогам. И хоть вокруг пылало и горело, всюду слышались взрывы, в их деревню немцы так и не пришли, хотя пытались, и даже заняли все соседние деревни вокруг. А потом немцам пришлось отступить, и так до самого Берлина, где Советская армия их окончательно разбила.
Когда Володьке исполнилось восемнадцать лет, он ушёл в армию. А когда вернулся, Аниса уже умерла. Умирала тяжело, как и полагается таким людям, её похоронили молча и постарались тут же забыть. Да и Володька сам старался о бабушке своей не вспоминать. Он спиной ощущал косые взгляды односельчан, все шептались за его спиной, видимо, бродившую по ночам Анису видел не только он. И парень собрался и уехал навсегда из родной деревни.
К старости Володя стал посещать библиотеку и интересоваться местным архивом. Там он узнал о точных цифрах убитых и замученных советских людей, которые жили в соседних деревнях. Их было почти тысячи людей, из каждой деревни более сотни человек фашисты повесили, расстреляли, замучили пытками. И только чудо или дьявольская воля не дали этим нелюдям прийти в их деревню. Действительно немцы планировали занять их деревню чуть ли не первой в округе, но по пути на центральной дороге постоянно происходили крупные аварии буквально на ровном месте, в которых погибло одиннадцать фашистов и десятки получили ранения. К сожалению, когда Володя кинулся, то могилку бабушки уже не смог найти, она затерялась среди безликих заброшенных заросших могил.
И единственное, что мог сделать Володя в память о бабушке, желая хоть как-то отдать ей, дань уважения за её непростой небожеский поступок, который спас их деревню от фашистов и при этом забрал другие жизни - это рассказать мне всё как было. Что жила в российской глубинке такая злая ведьма по имени Аниса и у ней был сын, который погиб в боях за родину и то, что она тоже, как могла, противостояла и мстила немцам.

Автор Галинадар