Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Сергей Эйзенштейн о фильме «Ленин в 1918 году»

«Картина доходит до сердца, в ней схвачена самая сердцевина того, чем велик большевизм — гуманность. Величие проблемы гуманности и человечности революции — вот что покоряет в фильме «Ленин в 1918 году», вот что заставляет с особой какой-то теплотой всматриваться в него, вот что надолго остается в душе после просмотра. В этом — основная, главная и сквозная тема фильма. От первой сцены Василия с женой и куском хлеба, от первого диалога Ленина и Горького, через все ситуации фильма, через все оттенки характе­ров и поступков действующих лиц сквозит тема великой гуманности революции, великой гуманности тех, кто ее совершает. Она соби­рается и воплощается в центральном и всеобъемлющем образе Ленина.

-2

Сквозь это царство благородства, прямоты и человеколюбия чер­ными нитями вьется паутина человеконенавистничества тех, кому чужды, ненавистны, враждебны победоносные пути пролетариата. И темные силы контрреволюции также собираются в единый сгусток — в страшный облик Фанни Каплан. Ей вторит вся подлая орда вра­гов — от Бухарина до деревенского кулака, до явных и открыто действующих противников. Выстрел Каплан в высшей точке напряжения сталкивает эти два мира.

-3

Ленин несокрушим. … На экране — Сталин. Он деятелен и спокоен. Он знает, что для облегчения страданий + великого раненого есть лишь одно средство — удар по врагу, победа. Он побеждает под Царицыным. Он приезжает к Ильичу. Он спокоен и уверен в окончательной победе. И с ним все мы уверены в победе первого в мире социалистиче­ского государства. Так картина о воинствующей гуманности восемнадцатого года пе­реходит в кровную неразрывность с борьбой сегодняшнего дня, не менее беспощадной, чем вчера, в борьбу во имя тех же величайших идеалов человечности. Прекрасна картина «Ленин в 1918 году» в полноте раскрытия этих великих мыслей, этих великих идеалов. Прекрасна эта картина в полноте художественного их воплощения" (Эйзенштейн, 1939).

Эйзенштейн С.М. Ленин в наших сердцах // Известия. 6.4.1939.