О том, что важно показывать детям себя настоящих, а не образ, максимально приближенный к идеалу, говорят много. А ещё много говорят о том, что родителям стоит с какого-то момента больше посвящать времени своей жизни, а не контролировать жизнь детей.
Но говорят как-то в теории. Так, что непонятно, что именно имеется в виду.
Некоторые тотчас представляют себе ужасные картины, в которых родители предаются разврату, совершенно не стесняясь детей, и перестав хоть как-то о детях заботиться. Мне здесь сразу вспоминается анекдот о том, что в ответ на призыв брать от жизни всё люди почти всегда думают о каких-то девиантных штуках и разврате и почти никогда о ядерной физике, шахматах и пятиборье.
Так и хочется спросить: «Серьёзно? Вы на самом деле такие? Такие —настоящие? Заняться собой для вас только про это?»
Вряд ли же. Просто, когда речь заходит о том, чтобы разрешить себе всё, вполне естественно, что в первую очередь в голове всплывает табуированное и максимально недоступное из-за запретов.
Впрочем, давайте о примерах.
Поскольку на дворе сентябрь, примеры будут про обучение.
Моя старшая дочь в этом году пошла в первый раз в десятый класс. До завершения школьной эпопеи осталось всего ничего. Откровенно говоря, девица не блистала особыми талантами. В том числе из-за особенностей здоровья. Мелкая моторика до сих пор не очень. Чтобы запомнить четверостишие в первом классе мы могли потратить час. Три часа на небольшое стихотворение. А через месяц ребёнок его не помнил. Медлительность. Она всё делала ме-е-едленно. Ужасно медленно. Иногда хотелось проверить, не спит ли человек на ходу. И спала ведь. Садилась завтракать и засыпала в процессе. Разумеется, ждать отличных оценок было глупо.
Со временем многое выправилось. Уровень энергии вырос, то, что услышано на уроке, прекрасно запоминается, стихи учатся... Но всё это без особого рвения. И оценки лучше не становятся.
Я пыталась вести себя по-разному. Предлагала репетиторов, к занятиям с которыми девица не готовилась, занималась сама, включала шантаж и систему вознаграждений, рассказывала страшилки о будущем без хорошего образования... Бесполезно. Музыкальная школа была интересна, а вот обычная — вовсе не. Соответственно, этой самой школе посвящалось минимум времени и усилий. А потом ещё появились друзья, интересы вне дома...
И я занялась собой. Не ради того, чтобы повлиять на ребёнка, а просто так. Потому что устала уже влиять, потому что мама — тоже человек, и имеет свои желания.
Нашла для себя интересные мне курсы. И для души, и для профессии. Платные. Перестала контролировать, потому что стало некогда. Когда заниматься учёбой ребёнка, если у самой домашние задания недоделаны? Потом пошла учиться, готовиться к поступлению в вуз. Это требовало не только затрат времени, но и денежных вложений. Поток энергии, прежде направленный преимущественно на детей, перераспределился.
А ещё я развенчала семейный миф о маме-отличнице. Был такой. Я его, вроде, не поддерживала, но и не особо стремилась опровергать. Дело в том, что до девятого класса я, действительно, прекрасно училась, выступала на олимпиадах и легко зарабатывала отличные оценки. Но это с одной стороны. С другой стороны в аттестате за одиннадцатый класс у меня стоит тройка по химии. Не потому, что не знаю химию, кстати. Но причина же не важна. По крайней мере, не важна, когда ты куда-то поступаешь.
А ещё я рассказала о том, как сама под конец школы интересовалась учёбой в меньшей степени. И о том, как учились остальные в семье, и к чему это привело.
Впрочем, рассказывать о том, к чему привело, не требовалось. Ребёнок воочию наблюдает, как её дядя с тройкой по химии и не самым блестящим аттестатом ныне является доцентом, работает на кафедре, выпускает газету при врецской общине, учит там же детей, выступает по местному телевидению в качестве эксперта и, может, в чём-то и недоволен своей жизнью, но во многом вполне доволен. Аналогично ребёнок воочию наблюдает за мамой с некогда модным высшим образованием, которое, как ни странно, довольно часто пригождается даже в обычной жизни, но которое приносило меньше денег, чем все прочие занятия. Ребёнок видит бабушку и дедушку, которые большую часть жизни проработали вместе в профессии, не требующей высшего образования. Ребёнок видит родственницу, которая пошла в своё время в музыкальный колледж. Ребёнок видит разных взрослых, чьи истории полны ошибок и провалов, но чья жизнь при этом продолжается и полна хорошего и интересного. Видит, что не так много вещей вокруг способны поставить крест на будущем.
С одной стороны это не даёт развиться невротическим проявлениям, когда чего-то либо непременно необходимо достичь, либо можно даже не пытаться. Потому что, что бы ни случилось, это в большинстве своём не конец жизни. С другой стороны — ребёнок самостоятельно оценивает чужие истории, примеряя на себя. И начинает понимать, чего хочется, а чего — категорически нет.
Но для этого пришлось показать взрослых максимально живыми и реальными. Развеять мифы. Рассказать о том, как те,кто выглядит успешными, пришли в эту точку, как те кто кажутся сейчас неудачниками, бывали на коне. Показать, что быть счастливым можно в любой точке. Как, впрочем, и несчастным.
Когда ребёнок на каникулах заработал первые существенные деньги, я подумала, что теперь точно ценность образования упадёт. Потому что специалист с дипломом на первых порах зарабатывает меньше. Но нет. Эффект оказался обратным. Человек осознал, что неквалифицированный труд — это тяжело, что в юности здоровья и сил, конечно, хватит, а потом — вряд ли.
А ещё она два года наблюдала за моим обучением. За тем, насколько сложнее процесс, когда ты не под крылом взрослых, а сам взрослый, с ворохом обязательств. За тем, как приходится выкраивать время, находить деньги, выбирать между важным и важным.
За увлечениями тоже наблюдает. За тем, насколько сложнее постигать азы любого дела, когда надо и работать, и учиться, и самого себя обслуживать, когда дети и дела... И это тоже дало эффект.
Отличницы из девицы, конечно, не выйдет, но даже единственная оставшаяся тройка по химии теперь сильно ближе к четвёрке. И девица знает теперь, зачем учится. Но знает и о том, что никакой провал, в том числе в учёбе, не катастрофа, потому что всегда есть другие пути и варианты.
А я продолжаю заниматься тем, что интересно мне. Не для того, чтобы повлиять на кого-то из детей. Просто потому что мама — тоже человек, а любому человеку нужно не только есть-пить и удовлетворять базовые потребности, но и просто жить. Интересно жить. С удовольствием. В рамках возможного, разумеется.