Найти тему
Марьины рассказы

Прозрачный старик. Homo sapiens (продолжение 12)

К ужину пожилая женщина готовилась тщательно, поэтому работы хватило и Владимиру с дедом Иваном. К назначенному времени стол, покрытый праздничной скатертью, что называется, ломился от варений-солений, домашней выпечки и напитков из ягод и фруктов, собранных в собственном саду.

А в центре стола стояла запеченная в медовом соусе домашняя курица, украшенная зеленью. Надо отдать должное хозяйке проклятого подворья — это было ее фирменное блюдо, от которого в конце обеда или ужина оставались только обглоданные косточки.

Лаврентьевы пришли в назначенное время. Они были молчаливыми и, казалось, ждали подвоха в любой момент. Спасала гнетущую тишину только их внучка Светлана. Она работала учителем истории и в тот момент вместе со своими учениками и их родителями создавала краеведческий музей.

Девушка рассказывала о поездках по округе, о встречах с жителями деревень. О том, что они даже не подозревают, что в их хозяйственных постройках и дворах среди ненужного хлама есть бесценные для музея экспонаты.

Особенно Владимира заинтересовал рассказ о пожилом человеке из ближайшей деревни, который прошел всю Великую Отечественную, дошел до Берлина. А сейчас живет один-одинешенек — жена умерла, детей у них не было, а родственники, да и то дальние, живут далеко.

Фото автора. Уходящий кораблик.
Фото автора. Уходящий кораблик.

— Трудно ему одному. Но он не теряется, дом поддерживает в хорошем состоянии. Соседи, конечно, ему помогают чем могут, да и он в долгу не остается. Правда, силы уже не те, восемьдесят три все-таки, — вздохнула Светлана. — А дом у него какой сказочный — с резными наличниками, сам строил. Жалко мне его, — добавила она.

— Вот так живет человек, приносит пользу государству, окружающим его людям, а в старости остается одиноким. И одиночество становится единственным спутником до конца его дней, — печально произнес внимательно слушавший гостью Владимир.

Молодой человек заметил, как после его слов баба Катя и дед Иван переглянулись и поспешили сменить тему разговора.

— Владимир, а принеси-ка нам твою находку, — попросил дед Иван.

— Мы решили, что если это ваша икона, то пусть она к вам вернется, так будет справедливо, - обратилась к гостям баба Катя. — Светочка, там еще есть плотницкий инструмент. Наверное, пригодится для школьного музея, — улыбнулась она.

— Бабуль, а с инструментом мы пока подождем, — остановил пыл своей бабули Владимир. — Мне почему-то кажется, что не просто так сейчас Светлана рассказала о ветеране Великой Отечественной. Я так понял, что он плотник? — спросил он у девушки.

— Матвей Власович не только плотник, но и столяр, и резчик по дереву. Знаете, какие у него шкатулки получаются? Он подарил нашему музею одну из своих работ. Она теперь размещена в разделе, посвященном ремеслам наших земляков, — улыбнулась та.

— Светлана, а мы можем побывать у этого человека? — поинтересовался Владимир.

— Не вопрос, он всегда рад гостям. Кстати, мы можем завтра к нему поехать. Желательно, ближе к вечеру, — ответила девушка.

— Внук, да неси ты уже икону, — напомнил дед Иван.

Фото автора. Радуга на противоположном берегу.
Фото автора. Радуга на противоположном берегу.

Через несколько минут Андрей Николаевич Лаврентьев внимательно рассматривал старинный образ. Выражение лица пожилого человека было сосредоточенным и каким-то торжественно-скорбным.

— На обратной стороне даже сохранилась надпись, прочитайте, — сообщил ему Владимир.

— Я и так знаю, что там написано, — глухим голосом произнес Лаврентьев. — Там написано — село Власово, 1856 год. Мои предки по материнской линии оттуда родом.

— Действительно есть там такая надпись, — обрадовался дед Иван. — А как же твои родители потеряли эту икону?

— Так голод же был, все продали. А она последней ценной вещью в родительском доме оставалась, — дрогнувшим голосом ответил Андрей Николаевич.

— Вот и хорошо, что эта икона нашла своих законных хозяев, — сказал расчувствовавшийся дед Иван.

Владимир посмотрел на всплакнувших и обнявшихся пожилых женщин — бабу Катю и Галину Васильевну Лаврентьеву. У молодого человека появилось чувство, что ему снится жуткий сон.

— Какие же мы странные существа — наживаем добро целыми поколениями, а затем забираем его друг у друга всевозможными способами. Разве так можно? — думал он. — Хомо сапиенсы ненормальные. Ага, разумные существа, как же. Даже звери так не поступают, — почему-то злился он.

В тот вечер Лаврентьевы засиделись допоздна. А тема для разговора была о войнах — Второй мировой, Гражданской и Великой Отечественной. И, конечно же, о тяготах и лишениях, что пришлось пережить предкам.

Фото автора. А облака плывут себе по небу...
Фото автора. А облака плывут себе по небу...

— Ты в самом деле считаешь, что инструмент, найденный тобой, может пригодиться Матвею Власовичу? — тихо спросила Светлана, когда уже вместе с дедушкой и бабушкой собиралась уходить домой.

— Я так не думаю. Но, возможно, он что-нибудь о нем знает, — неопределенно ответил Владимир.

В тот вечер он долго не мог уснуть. Перед его глазами стояла душещипательная картина — выражение лица дедушки Светланы, уходящего домой с иконой. Он прижимал ее к сердцу так, словно образ мог ненароком выскользнуть из рук или кто-то мог отобрать его по дороге.

— Низкий поклон вам, добрые люди, что вернули мне икону матери. Не зря она говорила незадолго до смерти, что я ее обязательно увижу, — выходя со двора произнес он. — А еще сказала, что образ принесет моим внукам счастье.

Владимир точно не знал, сколько у Лаврентьевых внуков и внучек. Его теперь интересовала только одна — Светлана. И не только потому, что завтра они поедут в гости к одинокому жителю села Матвею Власовичу.

С мыслью о том, что девушка для него уже не посторонний человек, он и уснул ближе к рассвету. И оказался где-то на другой планете, где все искрилось и сияло неестественно яркими огнями. Молодому человеку хотелось прищурить глаза, но у него почему-то не получалось.

— Что, глаза не можешь спрятать от окружившего тебя яркого света? — спросил кто-то рядом голосом прозрачного старика.

— Не получается у меня, — пожаловался Владимир.

— А сейчас у тебя и не получится. Что посеешь, то и пожнешь, — назидательно произнес все тот же голос.

Продолжение ЗДЕСЬ

Друзья, благодарю, что читаете мой очередной рассказ. И очень надеюсь на ваши комментарии, лайки и репосты) Мира вам в душе и благополучия в жизни!

Как подруга устраивалась на работу то ли к Харлампию, то ли к Модесту (мистика наших дней) ЗДЕСЬ

Реальная история о сбывшейся мечте ЗДЕСЬ

Реальная история о котенке-талисмане ЗДЕСЬ

Реальная история о борьбе со злой ведьмой, которой не было ЗДЕСЬ

Прямые ссылки на эти и другие истории ЗДЕСЬ