Самая большая головная боль сегодняшнего пасечника - клещ Варроа. Слепой паразит, приспособившийся пить кровь его питомцев.
Открыт он был ещё в начале прошлого столетия. В Юго-Восточной Азии. Соседство с местными пчёлами проблем последним не создавало. Среднеиндийская пчела (Апис Церана), благодаря своим феромонам, легко клеща обнаруживала и уничтожала.
Естественно, что какие-то семьи всё же погибали. Но то неотъемлемая дань естественному отбору. Ибо в природе выживают только сильнейшие.
Проблема у её сестры, Медоносной пчелы (Апис Меллифера) начались с неграмотных действий пчеловодов.
Известно, что Апис Церану также называют Восковой пчелой. И не зря. Так как рекордов по сладкому лакомству она не ставит. Зато соты строит отменно. Однако, местным пчеловодам этого оказалось мало. И уже в конце 19-го века они начали завозить с запада её родственницу.
Гром грянул во второй половине 20-го столетия. Оказалось, что Меллифера местному паразиту противостоять не может. И тот, почувствовав безнаказанность, начал косить ульи напропалую.
И как раз тут селекционеры совершают вторую, уже фатальную ошибку. Начиная обратно перевозить уже акклиматизированную медоносную. Так сказать, на родину предков. Но, как Вы поняли, уже вместе с клещом.
В местах исконного обитания Апис Меллиферы клещ Варроа почувствовал себя как лиса в курятнике. И моментально распространился по миру. Такая грустная предыстория...
Ну а что же забытая Апис Церана? - Как жила миллионами лет рядом с клещом, так и живёт. Как раз про сие уникальное сожительство сегодня и поговорим.
Есть у пчёл феромон тревоги. Выделяется он в двух местах. В районе жалоносного аппарата появляется грушевый запах изоамилацетата. А спереди, в момент угрозы мандибулярными железами выделяется 2-гептанон. Отдающий запахом банана.
Вот на последнем и стоит остановиться подробнее. Сейчас поймёте, почему.
2-гептанон присущ не только пчеле. Присутствует он, например в итальянском голубом сыре Горгонзола.
И много где ещё. Но вот ещё об одном его свойстве человечество долго не знало. А именно, анестезирующем. Блокирует натриевые каналы, как хороший местный анестетик. В отличие от нас, пчёлы про это чудесное свойство ведают давно.
Поэтому Апис Церана так легко и ловит маленького клеща Варроа. Прикусывая мандибулами она вгоняет в гемолимфу паразита одну миллиардную литра этого самого 2-гептанона. Несколько минут клещ парализован. Что достаточно Восковой пчеле для ещё одной экзотической манипуляции...
Уж не знаю, чем клещ так насолил дальневосточнице. Но с временно обездвиженным паразитом она поступает сродни злодею-хирургу в малобюджетном ужастике. А именно: ювелирно откусывает передние лапки и отправляет на все четыре стороны.
"Ну и что такого случится без этих двух ножек?" - спросите Вы. Отвечаю: всё! Как раз на них, как читатель уже догадался, расположены органы чувств самки Варроа. Проще говоря, Восковая пчела делает паразита нежизнеспособным инвалидом. И тот умирает от грусти и тоски (шутка!).
Но правды ради, её сестра, наша родная Медоносная пчела тоже подобным приёмом владеет. Просто чтобы тяпнуть клеща мандибулами, нужно его сначала почувствовать. А вот здесь, как раз облом! Варроа ведь вид инвазивный, сиречь чуждый. Природа поселила его рядом с Восковой миллионы лет назад. И наделила последнюю обнаруживать вампира по феромонному рисунку. Разный он у них да и всё. Медоносная же пчела его попросту не чувствует. Так как он выделяет эфиры пальмитиновой кислоты сродни обычной пчелиной личинке. И на фоне запаха гнезда и расплода различить оттенки не получается.
Но посыпать голову пеплом Апис Меллифера всё же не будем. Поскольку у пчёл существует ещё один паразит, Восковая моль. Вот она уже плоть от плоти - местная злодейка. И её гусениц Природа подобным дальневосточным камуфляжем обделила. Наша медоносная пчела её находит, прикусывает мандибулами с этим самым 2-гептаноном и вышвыривает за шкирку из гнезда.
Такие дела, друзья. У пчёл ещё много тайн, которые только предстоит открыть. Но дорогу осилит идущий!
Надеюсь, мой рассказ Вам понравился. Читайте, подписывайтесь. Впереди ещё очень много интересного.