(Продолжение. Начало здесь и здесь)
Славяне приходят «в гости» к балтам
Славянская колонизация земель балтов протекала в течение нескольких веков, причем в ней участвовали самые разные группы славян, двигавшиеся в разное время с различных направлений. И славяне, и балты в ходе ассимиляции оказывали друг на друга значительное влияние, в том числе в материальной и духовной культуре.
Так, само название племени кривичей соотносится с балтскими языческими друидами-волхвами, известными как Криво-Кривайтис. Широко известно соответствие славянского божества грозы и молнии Перуна литовскому Перкунасу. Обозначение племени радимичей, которых, как и смоленско-полоцких кривичей, считают балто-славянами, возводят к балтскому «радимас» – «нахождение».
Когда славянские переселенцы с берегов Вислы обосновались на берегах верхней Двины и Днепра и далее на востоке в междуречье Волги, Оки и Клязьмы, они осели среди балтского населения тушемлинско-банцеровской культуры (далее к востоку – среди балтов культуры москворецких городищ и финно-угров дьяковской культуры). Северные кривичи – носители культуры псковских длинных курганов создавали свои поселения «с нуля». А южные кривичи мирно подселялись на уже имеющиеся городища и селища балтов.
Последние уже в первой четверти Iтыс. н.э. испытывали влияние со стороны славян – носителей зарубинецкой культуры, но все еще оставались балтами. Вначале они жили на городищах (в поселениях-крепостях), а затем стали переходить к неукрепленных поселениям – селищам. Именно данным фактом ученые датируют переход восточных балтов от днепровско-двинской культуры к тушемлинско-банцеровской. Одно из возможных объяснений данного факта – приток славян – носителей киевской культуры со среднего Днепра. Считается, что данные славяне-колонисты постепенно растворились среди местных балтов.
Однако формирование тушемлинско-банцеровской культуры связывают именно с прибытием на земли балтов славян. В.В. Седов считал, что их можно проследить по браслетообразным височным кольцам (сами по себе женские височные кольца – характерный признак славян, изначально их не носили ни балты, ни финно-угры). Славяне прослеживаются по таким кольцам в Ростово-Суздальской земле, Тверском и Ярославском Поволжье (но уже в X-XIII веках).
На Смоленщине браслетообразные височные кольца славянских женщин найдены в курганах и на поселениях VII-Х веков и даже на поселениях V-VII веков балтов тушемлинско-банцеровской культуры (на городищах Демидовка, Близнаки, Аздзятичи, Бароники, Бельчицы и т.д.). То есть уже в V-VII веках в среду восточных балтов проникали первые славяне. Последние (прибывшие с юга - так называемые анты) строили полуземляночные жилища с печами-каменками. Славяне, прибывавшие на земли балтов с севера, строили наземные жилища. А столбовые жилища с каменными очагами (в Банцеровщине, Демидовке, Тушемле, Устье) считаются балтскими. К славянским могут относиться срубные постройки с печами или глиняными очагами (Дедиловичи, Городище, Ревячка, Узмень).
Не сумев сразу ассимилировать местных балтов, славяне продолжали двигаться дальше на восток. Браслетообразные височные кольца их женщин V-VI веков найдены на городищах финно-угров – носителей позднедьяковской культуры в бассейне Москва-реки и верхней Волги. Бронзовые и серебряные браслетообразные височные кольца славян также появляются на средней Оке среди носителей культуры рязано-окских могильников (финно-угорского племени мещеры) уже на рубеже VII-VIII веков.
То есть в то время на территории современной Москвы (и не только) проживали финно-угры (носители дьяковской культуры - будущие меряне), с которыми смешивались балты (носители культуры москворецких городищ – колонисты, двигавшиеся на восток из земель днепровско-двинских балтов). А уже к ним подселялись первые славянские переселенцы. Вначале славяне растворялись среди местного населения, но постепенно они стали доминировать. Их характерная особенность – височные кольца сохранялась вплоть до XIII века.
Дугой приметой вторжения на земли днепровских балтов славянских племен стало распространение длинных курганов – так называемых смоленско-полоцких. Они имеют общие черты с аналогичными псковскими курганами, где хоронились полоцкие кривичи, но в то же время отличаются от них. Если на псковских кривичей сильно повлияли местные финно-угорские племена, то на смоленско-полоцких – днепровско-двинские балты. К приметам такого влияния относятся предметы женского головного убора типа летто-литовских вайнаг, полукруглые бляхи, проволочные украшения, грибовидные привески и т.д. То есть в VIII-IХ веках на Смоленщине проживало смешанное балто-славянское население.
В.В. Седов предполагал, что псковские кривичи были вынуждены мигрировать к югу в районы верхней Западной Двины и Днепра в VIII веке под давлением ильменских словен. В целом, кривичи заселили три древнерусские земли – Псковскую, Полоцкую и Смоленскую, по соседству с финно-уграми - стами и балтами - латгалами. До сих пор в Латвии всех русских называют термином krievs. Но и сами кривичи фактически наполовину были финно-уграми (на севере) или балтами (на юге).
Еще одна группа славянских колонистов – выходцы из государства Великая Моравия, разгромленного мадьярами-венграми. В VII-IX веках на землях днепровских балтов наблюдается инфильтрация славянского населения из Дунайских земель.
В частности, они прослеживаются по типичным височным кольцам дунайских славян в виде лунниц – привесок в виде месяца, которые славянские женщины носили в составе своеобразного ожерелья. Такие ученые, как В.Б. Перхавко, В.В. Седов, Т.А. Пушкина и др., отмечают, что в Гнездове и на других городищах и селищах по соседству однозначно проживали западные славяне из Великой Моравии.
С ними связывают целый ряд находок. В их числе железные ножи VIII века с волютообразно завешенными рукоятками (Городище, Лукомль, Ревячка, Ярцево), связываемые с языческими культами западных славян и присущие населению Среднего Подунавья. Некоторые ученые предполагают, что само название Смоленска-Милиниски (Гнездова) произошло от смолян – возможно, так называлось племя, пришедшее из Моравии.
Мораване могли продвинуться и дальше на восток – аналогичные лунничные височные кольца находят на Оке в районе Мурома и даже в Среднем Поволжье. Среди смоленско-полоцких кривичей такие кольца перестают использоваться к Х веку – видимо, мораване растворились среди них.
Наверное, самая интересная находка предположительно моравского происхождения найденный в 2018 году в Гнездовском курганном могильнике меч с двумя клеймами в верхней части клинка. Одно из них читается как Ulfberht – "Блестящий волк" - это имя мастера, который работал на Среднем Рейне в первой половине IХ века, ставшее затем названием мастерской. Теоретически он мог попасть в древний Смоленск вместе со скандинавами, но возможно, что такое оружие принесли с собой мигрировавшие на восток западные славяне из государства Великая Моравия, разгромленного мадьярами-венграми.
Меч из Гнездово имеет прямые аналогии с каролингским мечом с таким же производственным клеймом Ulfberht, который приписывается венгерскому королю Стефану (1000-1038). Данный меч поныне хранится в Праге в знаменитом соборе святого Вита. То есть такое оружие было распространено среди жителей Восточной Европы и могло попасть на Русь именно от них. Вероятно, также из Моравии происходят каролингские шпоры IХ века, найденные в гнездовском кургане Л-47.
Использованная литература:
М. Гимбутас «Балты. Люди Янтарного моря», «Центрполиграф», Москва, 2004
В.В. Седов «Славяне в раннем средневековье», «Академический проспект», Москва, 2021
Ю.Г. Иванов «Смоленск – щит России. Памятные места города и области», «Русич», Смоленск, 2012
(Окончание следует).
Также на канале:
Янтарные берега: калининградский янтарь - лишь верхушка айсберга
Почему прибалты – это почти славяне
Почему чехи – не совсем славяне