Нет, нет, я сейчас не о жрецах говорить буду.
А о древнеегипетских мумификаторах (hery seshta - мастер таинства) - вот где скуки не было уж точно, ибо мумификатор, как универсальный человек эпохи Возрождения, - и патологоанатом, и хранитель ритуала, и танатопрактик.
Важно понимать, без маски Анубиса проводить ритуал мумификации никак нельзя! Ведь тут главное что - все сделать правильно, чтобы в загробном мире дух человека смог узнать себя и воссоединиться с телом.
Именно Анубис заведовал мумификацией самого бога Осириса, убитого и зверски расчлененного своим братом, злобным богом ярости Сетом. После того как тело Осириса было собрано по кусочкам и готово к мумификации, Сет несколько раз пытался его похитить, чтобы лишить Осириса шанса на вечную жизнь. Но Анубис каждый раз догонял и наказывал Сета, спасая мумию. Благодаря его профессионализму великий Осирис совершил удачный переход в загробный мир и возглавил его.
Так Анубис стал патроном всех мумификаторов Древнего Египта.
Начинать предполагалось с ненужного, то есть с мозга. Египтяне той, давно канувшей в лету поры, были абсолютно невысокого мнения о мозге и не считали этот орган необходимым для успешного существования в загробном мире. Поэтому смело брали в руки длинный железный крюк и просовывали его через ноздрю в череп.
Несколько умелых движений взад-вперед (чтобы максимально разжижить материю) и, вуаля, часть мозга уже лежит рядышком с усопшим, которого, конечно, по всем правилам приличия, предварительно обмыли раствором с карбонатом натрия (никаких чудес или инопланетян - карбонат натрия до сих пор в большом количестве содержится в озерах в дельте Нила).
Пока мумификатор моет свой железный крюк, остальная часть мозгла вытекает сама через ноздри (для этого тело переворачивали на живот).
А вот сердце ни в коем случае трогать было нельзя и знал это любой профессионал своего дела.
СЕРДЦЕ ДОЛЖНО ОСТАТЬСЯ В ТЕЛЕ - без него нельзя пройти суд Осириса.
Перед тем как решить, куда отправить покойного, Анубис и Тот взвешивают его сердце. На другую чашу весов кладется перо Маат, богини справедливости, порядка и баланса (к вопросу о христианстве - ничего не напоминает?). Если перевешивает перо, душа покойного, воссоединенная с телом, обретает бессмертие и начинает вести райскую жизнь рядом с богами. Если сердце - его сожрет Амат, чудовище с головой крокодила, торсом леопарда и лапами гиппопотама (процесс над душами описан в Книге мертвых).
Желудок, кишечник, легкие и печень извлекались во вторую очередь, после мозга (надрез на левом боку), высушивались, заворачивались в ткань, пропитанную смолами, и помещались в четыре алебастровых канопических сосуда (в городе Канопус почитали божество в форме вазы с человеческой головой - так возникло название для этих ритуальных тар; считается, что первым предназначение сосудов понял один из основателей египтологии Жан-Франсуа Шампольон в 1812 году).
Крышка каждой тары - голова одного из сыновей бога Гора - "стражи часов на теле Осириса".
Желудок отправляли в вазу бога Дуамутефа с головой шакала. Он отождествлял одну из сущностей души умершего - Ба, которая путешествовала по загробному миру, покидала тело через рот, а возвращалась через глаза.
Легкие помещали в сосуд с головой бога Хапи, которого изображали в виде обезьяны (один из любимых богов египтян, повелитель Нила и покровитель урожая), а кишечник - в сосуд с соколом, олицетворяющим бога Кебехсенуфа, того самого, который "отражает удар врага, что подходит к тебе сзади".
Ну а печень - в сосуд бога Амсета с человеческой головой. Он, соответственно, отождествлялся с другой частью души умершего - Ка. Потому что печень пользовалась особой привилегией: считалось, что она отвечает за эмоции и эмпатию.
Все эти четыре сосуда покойник заберет с собой в загробный мир.
Заберет чуть позже, а пока опустошенную полость промоют вином со специями, а после заполнят ароматизаторами - миррой и корицей. Первая сохраняло тело в целости и сохранности, вторая - придавала ему приятный запах, ибо душе не очень хочется обитать в смердящей падалью плоти (чтобы добавить объем и предотвратить тление, полость могли заполнить дополнительно кусками ткани, пропитанной солью).
Подождав 40 дней (тут вновь сделаю ссылочку на христианство), пока тело засохнет, начиналась процедура обертывания - самая мистическая часть мумификации.
Во-первых, жрец Осириса не смолкал ни на секунду, ибо каждый круг обертывания сопровождался специальными заклинаниями. Во-вторых, в льняную ткань, пропитанную смолами (выполняет функцию клея), заворачивались амулеты, папирусы с "молитвами" и все ценные вещи покойного, заранее переданные его родственниками (например, Тутанхамону завернули его кинжал, лезвие которого было выплавлено из упавшего на землю метеорита).
Главное - уложиться в срок, т.е в 70 дней. Почему? Одному богу, т.е Осирису известно. 😂 В древних текстах ответа на этот вопрос нет.
В общем-то, на этом работа профессионального мумификатора завершена. Далее действуют родственники, а именно - организуют погребальную маску, саркофаги и торжественное прощание с открыванием рта мумии (ритуал перед погребением, который возвращает умершему возможность говорить и есть в загробном мире).
Вообще, в "Истории" Геродота описано три способа бальзамирования - дешевый, средний и дорогой (как вы поняли, выше мною описан самый искусный и сложный способ мумификации - для лиц "голубых кровей" и элиты).
Самым дешевым и простым способом пользовались бедные крестьяне - в брюшную полость умершего заливали сок редьки, чтобы очистить кишки, а потом клали тело на 70 дней в натровый щелок, чтобы высушить.
Второй способ был немного посложнее и поинтереснее😂 - в задний проход вставлялась специальная трубка, в которую заливалось кедровое масло, промывающее брюшную полость. После этого тело на несколько дней погружали в натровый щелок. Потом бальзамировщики выкачивали масло из кишечника, а вместе с ним выходили и разложенные внутренности и желудок.
Ну вот как-то так. 😅